Недавно исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося украинского мыслителя — историка, философа, культуролога и педагога — Михаила Петровича Драгоманова. Вместе с общественностью Киева, при участии представителей европейской интеллигенции, этот юбилей ученого торжественно отметил коллектив университета, который носит его имя, — Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова. Выдающееся имя Драгоманова надолго было вычеркнуто из истории. Царизм и большевизм ненавидел и боялся его свободомыслия, национального духа и призыва к просветительству, возрождению и развитию национальной культуры, демократизму и народовластию.
Изучать философские, педагогические, культурологические труды М.Драгоманова в те времена было опасно. Всех, кто так или иначе касался его огромного наследия, осуждали, наказывали, выгоняли из университетов. Идеологов царизма, а вслед за ними — советский большевизм не устраивал национально направленный пафос драгомановских учений, мятежный дух его творчества, обоснование им основных фундаментов (экономических, политических, социокультурных, педагогических) национальной идеологии украинства. В настоящее время теоретику отдают должное. Сегодня имеем возможность изучать его наследие, откровенно полемизировать с М.Драгомановым относительно будущего общества в целом, украинской общественной жизни, организации педагогического дела, в частности.
Перу М.Драгоманова принадлежат фундаментальные труды по таким вопросам: «Положение и задачи науки древней истории», «Шевченко, українофіли і соціалізм», «Чудацькі думки про українську національну справу» и др. Написанное М.Драгомановым «Переднє слово» к «Громаді», по словам Ивана Лысяка-Рудницкого, составляет «переломное событие в развитии новейшей украинской политической мысли»; более того, как отмечает ученый, его «Переднє слово» можно вообще считать первой украинской политической программой». То же самое касается педагогического наследия ученого. Кстати, такие гиганты гуманистического духа, как Иван Франко и Леся Украинка, его педагогическое наследие рассматривали как фундамент теории национального воспитания личности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МИХАИЛА ДРАГОМАНОВА — ИСТОРИКА, ПЕДАГОГА, ФОЛЬКЛОРИСТА, ПОЛИТОЛОГА, ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ — ОСТАЮТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМИ ДЛЯ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
М.Драгоманов прекрасно понимал роль экономических факторов в развитии общества, однако не разделял ортодоксии материалистического понимания истории, а подчеркнул роль традиции, культуры, национального характера, то есть исходил из множественности факторов, которые детерминируют исторический процесс.
Насильственную революцию и пролетарскую диктатуру М.Драгоманов не принимал. Ученый отстаивал преимущественно мирный путь развития революции. Он призывал бороться за конституционные свободы, реформы, парламентское государство, в котором, по его мнению, как раз и возможна реализация гражданских прав и свобод каждой личности. Ученый пришел к выводу о том, что Украинское государство будущего, которое будет отражать интересы всех членов общества, неизбежно придет к административной автономии и децентрализации. Именно этот вывод М.Драгоманова вызвал сокрушительную критику в его адрес со стороны безоговорочного лидера большевиков В.Ленина. Пытаясь ответить демократам и М.Драгоманову, В.Ленин писал: «Непозволительно забывать, что, отстаивая централизм, мы отстаиваем исключительно демократический централизм. Относительно этого всякое мещанство вообще и национальное мещанство (покойный Драгоманов в том числе) внесли такую путаницу в вопрос, что приходится снова и снова уделять время его распутыванию» (Ленин В. Произведения. — Т.20. — С.28).
В настоящее время «распутывать» нужно В.Ленина. Идеи же М.Драгоманова относительно украинского национального дела — о народно-национальном единстве, демократических преобразованиях, административной автономии и децентрализации — рассматриваются и обсуждаются как наиболее конструктивные идеи государственного строительства. Как несомненное достижение украинской политико-идеологической мысли, они должны войти в ее сегодняшний контекст, работать в современном политическом, идеологическом и культурном поле. Для этого их нужно лишь осмыслить адекватно с тем содержанием и идеологической направленностью, которые вкладывал в них их ученый.
Политические, культурологические и философские размышления М.Драгоманова создали почву для его конструктивных построений в области педагогики. Педагогическое наследие М.Драгоманова я называю «эпохальным» именно потому, что оно выдержало всяческие гонения, пережило три эпохи и предстает сегодня в виде анклава креативных идей народности, человеколюбия, гуманизма и демократизма, которые крайне необходимы возрождающемуся украинскому обществу. Ученый отстаивал идею просветительства, направленную на формирование национального духа украинства.
М.Драгоманов является той фигурой, на достижениях которой оттачивали свои взгляды практически все последующие педагоги как в Украине, так и в европейском образовательном пространстве. Секрет его величия — в понимании педагогики как теории и практики становления личности на основе воспитания новейшего интеллекта нации в сочетании с глубокими народными традициями, ее направление в русло державотворческих процессов, которые обеспечивали бы свободу и саморазвитие человека. М.Драгоманов рассматривал интеллект и его развитие средствами образования как самый главный фактор общественного прогресса. Образование, в частности, университет в его понимании должны выполнить основное социальное задание — подготовку новой элиты для будущих гуманистических и демократических прогрессивных превращений. Собственно, этим философско-педагогическим предсказаниям мыслитель перешел Рубикон двух веков — ХІХ и ХХ и предстал как учитель эпохального величия и значения.
В чем же оригинальность, эпохальность, а отсюда и значимость педагогического учения мыслителя? В первую очередь, в обосновании украинской национальной идеи как идеологического, духовного стержня всей просветительской политики и практики Украины.
Как известно, система образования этого периода базировалась на «Предыдущих правилах народного просветительства» (1803 г.) и «Уставе учебных заведений, подотчетных университетам» (1804 г.), позже — на реакционном «Уставе гимназий и училищ» (1928 г.), инициированном Николаем І. В соответствии с их установками, «все вредное для государства», что вошло в учебные предметы, подлежало искоренению; обучение подчинялось «истинным началам» — основам христианства, преданности государю и отчизне. После революционных событий в Европе, польского восстания в 1830—1831 гг. и европейской революции в 1848 г. наиболее реакционным в деле просветительства считалось «свободомыслие», народность, национально направленное обучение и воспитание молодежи.
Невзирая на строгие предостережения правительства, именно на этих принципах и попытался построить украинскую народную школу М.П.Драгоманов. Блестящее знание греческой и римской истории и литературы, изучением которых он увлекался еще с гимназии, подталкивало молодого ученого и педагога к республиканскому стилю мышления; углубление же в историю собственного народа, который постепенно осознавал себя как нацию, — будило народнические настроения, украинство — как идеологию обучения и воспитания.
Фундаментальная мысль мыслителя разворачивалось в области утверждения народной педагогики — украинского фольклора, обычаев, обрядов, религиозных верований, символов народного искусства, игрушек и тому подобное. М. Драгоманов старался утвердить ее в противовес внедряемой тогда русификаторской политике.
Второй содержательной линией, которая выводит мыслителя на волну педагогических размышлений эпохи и утверждает его в качестве своеобразного мостика в будущее, является идея семейного воспитания личности как одной из форм воспитания детей, совмещающей целенаправленные педагогические действия родителей и других родственников с повседневным влиянием семейного быта и школы, социального и природного окружения. Обобщая и продолжая украинскую культурно-историческую традицию, М.П.Драгоманов рассматривал семейное воспитание как первое естественное и постоянно действующее звено национального воспитания детей средствами народной педагогики в кругу ближайших по крови и духу людей. Ученый видел в нем не только средство становления личности, но и источник укрепления единства поколений, которые создают народ и нацию, объединяются в государство. Он подчеркивал, что забота о развитии и воспитании ребенка дает родителям ощущение полноты жизни, личного счастья и собственной значимости, поднимает их над обыденностью и приближает к идеалу. Основными средствами семейного воспитания являются: любовь к ребенку; трудовой характер жизнедеятельности; слово (разъяснение, беседа, рассказ, убеждение, установка, просьба, разговор и тому подобное); устное народное творчество (сказки, былины, загадки, поговорки, пословицы и др.); пример старших; труд и творчество; игры; семейные, народные и национальные традиции; народные и религиозные обряды и ритуалы, праздники; поощрение и наказание и тому подобное.
Третья идея М.П.Драгоманова заключалась в учебе и воспитании поколений на материале украинской культуры как отдельного, а главное — уникального и неповторимого образования, которое занимает надлежащее место в сокровищнице мировой культуры.
Ученый и педагог утверждал идеи обучения и воспитания молодежи на достижениях «древности», в основном казацкой эпохи, откуда черпались воспитательные идеалы. Именно с «подачи» М.П.Драгоманова и «Громадівців», приоритетными ценностями в украинской педагогике и теории воспитания стали украинский (родной) язык; патриотизм, историзм, народность, религиозные морально-этические постулаты (духовность).
Известно, что оценка идейного наследия того или иного мыслителя с позиций современности, еще больше — с позиций ее продолжения в будущее — беспощадна. Она не считается с условиями, имеющимся материалом, обстоятельствами, социокультурными реалиями времени, в котором жил и творил ученый. «Да» или «нет» — эта методология одних поднимала на гребень «неопровержимого признания» или же вычеркивала из истории развития культуры. Однако М.П.Драгоманов всегда присутствовал в социокультурном, в том числе и педагогическом, пространстве эпохи. Мыслитель спрогнозировал его развитие, выйдя за пределы имеющейся системы образования, духовного контекста и направленности. Он объяснил нации сущность потребности именно через образование и воспитание обеспечить жизнестойкость нации, которая утверждалась в условиях бездержавности и жесткого давления со стороны царского режима. Идеи М.Драгоманова являются также очень ценными для всего европространства образования.
М.Драгоманов остается Пророком, который перебросил мостик через эпохи, воспитал поколение просветителей, знаковыми фигурами среди которых стали такие выдающиеся деятели образования и культуры, как Иван Франко и Леся Украинка.