Продолжение. Начало см. на стр. «История и «Я», №79
До того, на родине они могли называться на разных диалектах: ловяне, ловаки, ловены или ловенцы. Буква с перед ними появилась также как в случае и с Кловом. На стереотипный вопрос: кто вы или откуда следовал ответ: мы с ловян, с ловаков и т.д. существует куст слов с корнем лов, лав связанных с ловом: ловить, ловкий, ловушка, облава, лава (конный строй растянутый в ширину) и производных от них: лавка и прилавок (длинная скамья и длинный стол), лавина и т.д. Возможно, и слово «слава», из которого некоторые пытаются вывести название славяне, связано с ловом зверей, но не как исходное, а как производное. Вероятно, криками « Идут с лова! с лова!» приветствовали жители селения загонщиков, возвращающихся с удачного лова.
Охота после собирательства была древнейшим занятием людей. Более 20 тысяч лет тому назад в южно-украинских степях люди охотились на бизонов. Они изобрели эффективный метод охоты на стадных животных — стали загонять их в ловчие ямы. Бизоны уничтожались в огромных количествах, и только ничтожная их часть использовалась в пищу. Это привело к уменьшению популяции животных и вынудило первобытных охотников перемещаться на восток. Там они нашли другие объекты и методы охоты.
Во время аэрофотосъемок на плато Усть-Юрт в Приаральских степях были обнаружены странные искусственные сооружения огромных размеров. По форме они напоминают плоскую проекцию садка для ловли рыбы, состоящего из двух конусов, вставленных один в другой и соединенных широкими сторонами, охватывающих площадь, обычно, порядка 100 гектаров. Наземные исследования показали, что они представляют собой земляные валы с надстроенными на них стенами из известняковых блоков и рвы, расположенные с внутренней стороны от охваченного ими пространства.
Исходя из их конструкции и сведений полученных от местных жителей ученые пришли к выводу, что эти сооружения использовались для отлавливания и временного содержания животных (предположительно, куланов). В вершине внутреннего конуса (с более тупым углом) располагался вход в огражденное пространство (вольер). Через него в вольер загоняли куланов во время их сезонных миграций. В углах огражденного пространства размещались ловчие ямы, в которые по мере надобности загоняли некоторое количество животных из содержащихся в вольере. Подобные сооружения были обнаружены также в Казахстане, Узбекистане и на севере Туркмении. Строились они в незапамятные времена, а подновлялись и использовались для загонного лова вплоть до начала XIX века. Местные жители называли их аранами. Содержание животных в вольерах позволяло получать свежее мясо не только во время весенней и осенней миграций куланов, но и длительное время после нее. Это стало важным этапом, приведшим к демографическому взрыву на Востоке. Часть охотников вернулась в Восточную Европу. Со временем охотники стали проникать в лесостепные и лесные районы, где появились подобные искусственные сооружения. Их приспособили к местному рельефу, стали размещать на вершинах холмов. С их вершин, как правило, спускались овраги в долину к ручьям или рекам, то есть к пастбищам и водопоям, где скапливались животные. Овраги могли использоваться как естественные направляющие для загона животных на вершину холма, которую ограждали по периметру, вырыв ров и насыпав вал с внешней от него стороны, либо увеличив крутизну склонов путем их подрезки. Такие места могли называться зверинцами. Немало местностей с таким названием сохранилось на славянских землях. Есть урочище Зверинец под Новгородом Великим, есть — близ Изюма в Харьковской области. Была местность с названием Зверинец под Вильно (Вильнюс). Позднее ее переименовали в Александрию, которую в начале ХХ века присоединили к г. Вильно. Можно предполагать, что еще большее число зверинцев осталось не отмеченными этими названиями. Интересно, например, было бы исследовать такое удобное для размещения зверинца место, как Словечанско-Овручский кряж, расположенный на севере Житомирской области. Он возвышается над пойменными лугами трех речек, берущих на нем начало. Названия кряжа, одной речек (Словечна) и поселка (Словечно), возможно, связаны с проводившимся здесь ловом животных.
Есть местность с древним названием Зверинец и в Киеве. Она упоминается в документах времен Киевской Руси. Сейчас на ней расположен Ботанический сад Академии Наук Украины им. академика Н.Н.Гришко. В энциклопедическом справочнике «Киев» сказано, что название это происходит от находившихся там охотничьих угодий киевских князей. Но это всего лишь предположение. Каких либо сведений, подтверждающих его, нет. Местность, где расположен Зверинец (холм сравнительно небольшой площади с крутыми склонами), не подходил для княжеской конной охоты. Кроме того, известно, что там находился «Красный Двор» князя Всеволода Ярославовича и, что в 1070 г. он выдал Выдубецкому монастырю грамоту на владение «горой Зверинец с подданическими дворами» («Киевская старина», 1988 г.). Эта местность во времена Киевской Руси была заселена. Против представления о Зверинце как об охотничьих угодьях, говорит и семантика языка — зверинцем называют место, где зверей держат в неволе. Уместно также вспомнить сообщение летописца о том, что придя в район будущего Киева, его основатели обнаружили здесь звероловов: «бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь …»
Если посмотреть на рельеф местности, называемой Зверинцем, то можно убедиться, что она как нельзя лучше подходит для подобного сооружения с естественными ловами — оврагами. Один из оврагов расположен с южной стороны Ботанического сада. Он спускается к пойменным лугам, тянущимся полосой между Днепром и правобережными кручами на много километров. Еще два оврага размерами поменьше расположены между Ботаническим садом и Печерском, который раньше считался северной частью Зверинца. Один из них спускается в Неводницкую долину к Днепру, другой — к Бусовому полю. Но самый большой овраг находится с северной стороны Зверинца. Он широко раскрывается на северо-запад в сторону Крещатицкой долины и обширной поймы Лыбеди. Этот овраг имеет имя собственное Клов, по-видимому, ранее просто лов, к которому предлог к присоединился от частого совместного употребления: гнать к лову, идти к лову (поскольку он был также основным путем на Зверинец из города). Если верно это предположение, то Зверинец и Клов — одни из древнейших киевских топонимов.
Для подтверждения вышеизложенного хорошо было бы найти следы валов и рвов на территории Зверинца. Но его северная часть (Печерск) давно оказалась в пределах городской черты, в связи с чем интенсивно застраивалась. Искать там следы вольеров (по крайней мере, на поверхности) не перспективно. В Ботаническом саду остатки валов и рвов видны на поверхности совершенно явно. Но беда в том, что в XIX веке здесь сооружалось Зверинецкое укрепление, в связи с чем все подверглось перепланировке. Тем не менее, в северной части сада расположение рва и вала противоречит логике фортификационных сооружений: ров проходит не с наружной, а с внутренней стороны от вала, на котором стоит забор.
Но подобные сооружения есть и вне городской черты, которые сохранились намного лучше. К ним относятся Хотовское и Ходосовское городища. Рядом с собственно городищами, где жили люди, расположены большие огражденные пространства, внутри которых отсутствуют какие либо следы жилищ, а ров на некоторых участках располагается с внутренней стороны от вала — полная нелепость для оборонительного сооружения. Расположение рва по отношению к валу показано направлением штрихов, перпендикулярных контуру.
Создание зверинцев было важным этапом в жизни первобытных охотников, сделало ее более надежной, в меньшей степени зависящей от внешних обстоятельств. Следующим, еще более значительным этапом в жизни древних охотников, стало превращение зверинцев в просторные вольеры-пастбища с водопоем, где животные могли содержаться неограниченное время, и даже размножаться. Хотовское городище, занимающее большую площадь с источником воды, могло быть таким вольером-пастбищем либо с самого начала, либо стать им со временем. В Киевском зверинце также имеется выход к водопою в его нижней части, подходящей к Выдубецкому озеру. Длительное содержание животных в неволе должно было привести к их одомашниванию и к переходу от охоты к скотоводству. Особенно, если, в первую очередь, убивали агрессивных и строптивых самцов. Кроткие самки оставались в вольере надолго, приносили потомство, которое привыкало к людям с рождения. Одомашниванию животных способствовало также их кормление людьми, что было особенно важным зимой.
Загонный лов длительное время был основным занятием многих народов и в особенности славян, название которых по нашему мнению, происходит от этого занятия. Названия: славяне, словаки, словенцы — появились после прихода этих народов на новые места в VI —VII веках н. э.
Продолжение см. на одной из ближайших стр. «История и «Я»
Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»: 414-90-00 — Сергей МАХУН, Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Адрес электронной почты (e-mail): master@day.кiev.ua
@FF C:\DPG\RUS\97_05-2.TIF