Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вспоминая великого обманщика

29 октября, 2004 - 19:50

Начну с того, что недавно по телевидению один журналист весьма откровенно рассказывал, как он в свое время занимался телекиллерством и «мочил» одного из кандидатов в президенты. Умничая и гордясь своими прошлыми телевизионными успехами, он вдруг выдал: «Чем наглее ложь, тем легче в нее поверить».

Я думал, что он скажет и об авторе афоризма. Но журналист воздержался, и тогда я понял, что просто обязан написать об этом самом авторе.

Звали его Пауль Йозеф Геббельс. Именно этот маленький человечек, ростом всего 154 сантиметра, с искривленной ступней и слишком длинным носом, считается одним из самых выдающихся создателей системы политической манипуляции. Он высоко оценил возможности средств массовой информации (особенно радио и кино), которые он контролировал с помощью созданного впервые в истории министерства пропаганды. Это Геббельс изобрел принцип размаха и концентрации, согласно которому заранее отобранные лозунги должны внедряться в сознание населения последовательно и методично, принцип простоты, исходящий из того, что массовое сознание в наибольшей степени открыто примитивным постулатам, освобожденным от нюансов и не требующим аргументации, и некоторые другие. Это геббельсовская «политтехнология» делала из убийц и уголовников «защитников нации», натравливала сильных на слабых, разрушала нормальные моральные принципы в обществе.

Откуда же взялся этот мастер пропаганды? Он родился 29 октября 1897 года в городке Рейдт на берегу Рейна, происходил из семьи низкого достатка, мечтал послужить своему отечеству во время Первой мировой войны, но в призывной комиссии над ним только посмеялись.

Геббельс изучал историю, литературу и германистику в шести немецких университетах. Студенты из богатых семей издевались над хромым юношей, он платил им презрением.

Физически неполноценный молодой идеалист и интеллектуал, озлобленный постоянными уколами самолюбия, Геббельс в 1922 году защитил докторскую диссертацию по истории романтической драмы. Пьесы Геббельса «Иуда Искариот» и «Странник» отвергли театры, его статьи не публиковали. Самый крупный акт самовыражения Геббельса — роман «Михаэль, или Немецкая судьба на страничках дневника» — был издан лишь при поддержке нацистской партии.

В 1924-м он примкнул к левому крылу Национал-социалистской рабочей партии Германии (НСДАП) и даже требовал исключения из партии Адольфа Гитлера. Но последний сумел разглядеть в докторе Геббельсе нужные ему качества: он был значительно умнее, интеллигентнее других нацистских бонз, и он был великолепным оратором. Геббельс был назначен гауляйтером Берлина, его выступления собирали десятки тысяч человек в парке Люстгартен. Вскоре Гитлер назначил его рейхсляйтером НСДАП по вопросам пропаганды.

В январе 1933-го нацисты взяли власть в стране, в марте было создано министерство пропаганды, в мае во всех университетских городах Германии запылали костры из книг. Эту акцию организовал Геббельс. Пресса, литература, искусство — все было подчинено политике «координирования». Она включала даже «пропаганду шепотом», т. е. организацию слухов. Даже на почтовых штемпелях и ресторанных меню печатались нацистские лозунги. Но всего этого казалось мало. Геббельс хотел разработать кодированные тексты для газет, воздействующие на подсознание, психотронные военные марши и систему зеркал в метро, действующих по принципу 25-го кадра.

Словом, это был настоящий профессионал. Но закончил он плохо. В конце своей карьеры он любил повторять, что если нацисты и уйдут с политической арены, то они громко хлопнут дверью. Получилось, конечно, не совсем так, хотя на вооружение эти слова Геббельса взяли многие из тех политиков, кто вопреки логике истории цепляется за власть. Дескать, вы нас еще оцените и пожалеете, что променяли нас на тех- то и тех-то. Разрушительная и какая-то маниакальная логика, неприемлемая в обществе, которое действительно, а не на словах стремится к демократии.

Но как ни накликал Геббельс бедствия на Германию и человечество, ничего у него не вышло. 1 мая 1945 года Геббельс и его жена Магда покончили с собой, отравив синильной кислотой шестерых своих детей. Великий лжец прожил 48 лет. Достаточно, чтобы убить миллионы людей. Не только физически, но перед этим и морально.

Это он, как крошка Цахес, герой одноименной новеллы Э.Т.А.Гофмана, подлый карлик, оставляя немцев без выбора, сказал: «Гитлер принадлежит нам. Он сделал немецкий народ тем, чем он есть. Что стало бы с нами, если бы не было его! Будем молить Всевышнего: мы хотим для себя того, чего мы всегда хотели; да останется он у нас таким, каким он был и какой он есть всегда…»

Но Гитлер не остался, как и Геббельс. Ибо у истории всегда есть выбор. Его только нужно правильно сделать.

Юрий ШАПОВАЛ, профессор, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ