Писать об этой необычной, действительно исключительной личности непросто. Его наследие настолько колоссально, объем осуществленного Агатангелом Ефимовичем Крымским такой впечатляющий, что возникает действительно сложный вопрос: что является наиболее важным для нас сегодня? Что именно украинцы еще не оценили должным образом даже сейчас? Речь идет не столько о насущной необходимости разработки и издания десятков томов научных произведений Крымского практически по всем отраслям гуманитарных наук, как о жизненной установке великого ученого: «Для Украины я могу быть полезным только тогда, когда буду иметь широкий кругозор» — это было зафиксировано как высшая цель 18-летним юношей. И с тех пор это стало пожизненным «credo» для Крымского, человека, который, по собственному признанию, не имел в себе «ни капли украинской крови» (был потомком крымскотатарского муллы, который еще в ХУII веке должен был спасаться от религиозных преследований и переселиться в Литву и Беларусь; по некоторым данным, среди предков того муллы, который, по воспоминаниям ученого, «был вынужден принять христианскую веру, его окрестили, и, несмотря на то, что вышел он из Крыма, стали называть Крымским» — среди этих предков был сам грозный хан Батый!). Биография Агатангела Ефимовича, пусть и не вполне полная и совершенная, все же содержат необходимое количество биографических сведений о нем. Можно узнать, что родился он 15 января 1871 года во Владимире-Волынском в семье учителя истории и географии Ефима Степановича Крымского; научился читать в трехлетнем возрасте, позже вспоминал: «В Звенигородке (на Черкасщине, родовая усадьба Крымских, где прошло детство ученого. — И.С.) я мог читать только украдкой, потому что отец, жалея мои глаза, попросту отбирал у меня каждую книгу, которую я ладился читать». Учился в знаменитом Остроге, затем в нашумевшей Коллегии Галагана в Киеве (окончил в 1889 году). Именно там, в коллегии, под влиянием известного филолога и писателя Павла Житецкого, решил посвятить себя Украину, ее интеллектуальному и духовному развития. Специальное образование востоковеда (именно работа в этой области принесла ему всемирную известность) получил в Москве, в Лазаревское институте. Жил и дышал Украиной. Но мы лучше выберем для нашего рассказа о Крымском хронологический (потому что биографию уже можно найти), а тематический подход. Попытаемся показать, что он сделал для Украины, чем именно заслужил почетное место в нашей истории.
ПРИМЕР ЛИЧНОГО ДОСТОИНСТВА
20 июля 1941 (или днем ранее) к родовой усадьбе Крымских в Звенигородке подъехал отряд чекистов. 70-летнему полуслепому, больному ученому (мог работать, только пользуясь парой очень сильных очков, только перенес микроинсульт, но писал по 18 часов в сутки, изучал, в дополнение к тем не менее чем 60 языкам, которыми свободно владел, еще древневавилонский и абиссинский) было предъ явлено обвинение в том, что он, Агатангел Крымский, является «идеологом украинского национализма» и «главой контрреволюционного националистического подполья на Украине»; соответственно, возбуждено уголовное дело №148001. Ученый, после жестоких допросов, и, вполне вероятно, пыток был вывезен в Казахстан, в страшную Кустанайскую тюрьму, где он и умер 25 января 1942 года от голода и истощения. Место захоронения неизвестно...
Если бы было совершено только это преступление — это невозможно было бы простить и забыть. Однако вот о чем рассказывает исследователь, писатель и журналист Иван Ильенко ( «Литературная Украина», октябрь 1990 года): «Следует отдать должное Агатангелу Ефимовичу, который, несмотря на преклонный возраст и болезни, нашел в себе силы, исчерпал их последний запас, но не поддался, а не оговорил ни себя, ни товарищей, достойно донес свой тяжелый крест на Голгофу». И еще, свидетельство И.Ильенко «Крымского допрашивал невежественный энкаведист, который заставлял ученого с мировым именем, блестящего лингвиста-полиглота, исправлять бесконечные ошибки в протоколах». Иван Ильенко справедливо связывает этот шекспировской силы сюжет с «геноцидом ума» — страшной вещью, которая сопровождала геноцид физический. И до сих пор довлеет над Украиной.
ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ АКАДЕМИИ НАУК И ХРАНИТЕЛЬ И РЕФОРМАТОР ЯЗЫКА
Просто нельзя не рассказать, хотя бы вкратце, о роли Агатангела Ефимовича в создании Всеукраинской академии наук (1918 год). Вскоре после возникновения украинского государства он переехал в Киев. Можно с полным основанием утверждать, что его вклад в основание Академии вполне соизмерным с вкладом Гетьмана Скоропадского, Владимира Вернадского и Николая Василенко. Крымский почти 10 лет (до мая 1928 года, когда большевистский ЦК потребовал его отстранения от должности) был «непременным секретарем» Академии наук (по современному — главным ученым секретарем), с 1921 года на протяжении 7 лет возглавлял Историко-филологический (гуманитарный) отдел ВУАН . Тогда и Академию наук полушутя именовали не «Украинской», а «Крымской», и в этом было немало правды.
Как вспоминает помощница и соратница Крымского в те годы, впоследствии известный историк Наталья Полонская-Василенко, в голодные 1919-1922 годы Крымский буквально спасал ученых Академии (не одного, а десятки, сотни) от голода и холода, ходатайствовал о дровах (а в доме бывшего пансиона Левашовой по улице Владимирской, в других домах, где работали ученые, было так холодно, что замерзали чернила), о пайках для людей, вообще о нормальных жизненных условия. Многих спасал и от лап «чекистов». А после 1928-го сам оказался за шаг от ареста. Но не менее важно и просто творческие достижения Крымского в те годы. Классические, блестящие труды по истории Турции, Персии, восточных литератур, которые и сейчас переиздаются в мире (в Украине — в меньшей степени). И колоссальный вклад в унормирование и развитие родного украинского языка (после 1918 года великий ученый принципиально общался только на нем!) — он был автором «Найголовныших правил українського правопису» (1921 год — первого труда такого значения в нашей науке), директором Института украинского научного языка, составителем и главным редактором «Русско-украинского словаря» в 3-х томах (1924-1933), тридцати семи терминологических российско-украинских словарей. Если знаменитое тогдашнее правописание обычно называют «скрипниковкой» — это есть не меньше оснований говорить о «правописании Крымского». Конечно, после 1929-1930 гг., когда у Крымского отобрали почти всех аспирантов и фактически лишили работы в Институте украинского научного языка (приняли обратно на полунищенскую ставку в 1937 году, когда ученый не первый год голодал) — ситуация в корне изменилась. Вот что пишет Наталья Полонская-Василенко: «Его старая одежда обращала на себя внимание даже в Киеве, где большая часть интеллигенции ходила в нищенской одежде». Трагический сюжет: «пролетарская» (якобы) власть и великий ученый.
КРЫМСКИЙ — ЗВЕЗДА МИРОВОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Следует признать, что прежде всего как непревзойденный исследователь культуры, истории, языков народов Востока (Персия, Турция, арабские страны, Средняя Азия, санскрит) Агатангел Ефимович Крымский известен в мире. Ученому, который писал Борису Гринченко из Москвы (еще в 1892 г.): «Каждую свободную от ориентальных занятий минутку я посвящаю Украине» — тем не менее упрекали в «оторванности» предмета его научных интересов от Украины. Хотя и признавали его огромные заслуги: так, сам Лев Толстой писал, что с Кораном он знакомился по переводу Крымского, а труд Агатангела Ефимовича «Мусульманство і його будучність» была сразу после публикации переведена на несколько европейских языков. Не утратила эта книга своего значения и сейчас. Как отвечал Крымский на эти упреки? «Кроме неминуемой общепризнанной научной необходимости изучать восточную историю как одну из больших частей истории общечеловеческой, у Украины еще есть свои особые причины заботиться о том, чтобы в ее наивысшей ученой институции восточные дисциплины развивались как следует, с интенсивностью ... Древняя территория современной Украины была местом для жизни или для древнего пребывания разных ориентальных народов, — и перед украинской наукой стоит целый ряд всевозможных вопросов и задач, которые ждут плановой разработки и решения. Обязательства. Иранистика, тюркология (дисциплина эта особенно нужна), арабистика — без этих трех наук всесторонняя, неодностороняя история украинства невозможна; без них будут неизбежны зияющий лакуны в самом же украиноведении ... Так, например, в древние времена нынешнюю южную Украину заселяла иранская ветвь народов: скифы-сарматы, затем их видоизменение — аланы ... Как известно, даже имена наших великих рек: «Днепр», «Днестр», «Дин» — осетинские (иранские), некоторые самые обычные слова украинского языка, такие как «собака», живьем заимствованы из иранского языка» (из труда «Уваги з приводу кафедри східної історії та філології», 1925 год). Убедительная и исчерпывающий ответ! Вообще, «кодекс чести» Крымского-ученого, ориенталиста и украиноведа, побудил его к жестким, смелым высказываниям. Таким, как это: «Почтенный титул «доктор какой-то науки» не должен даваться у нас за какие-то слабые труда. Но обращаем внимание, что ходят упорно слухи, будто богатые люди, у которых теперь есть деньги, используют плохое материальное положение старых ученых и заказывают им писать научные исследования, чтобы самим за эти покупные исследования получить степень доктора». А еще — он убедительно всю жизнь доказывал, что языком древнего Киева был украинский язык! Этого ему не простили.
Теперь есть смысл поговорить о переписке гениального ученого с Лесей Украинкой и Иваном Франко, очень важной для понимания эпохи и этих великих людей.
Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»