Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Земля не вобрала в себя всю кровь»

29 марта, 2003 - 00:00

Дорогие Друзья!

Вопрос приязни между польским и украинским народами чрезвычайно нелегкий, как нелегка дружба между народами польским и немецким. Мы, поляки, являемся украинцами для немцев и немцами для украинцев. В целом мы ничего не знаем о немецком вкладе в нашу культуру, но помним о том, что они лишили нас самостоятельности, поработили, германизировали и оккупировали; мы помним борьбу польского крестьянина за землю, которой его лишали немецкие колонисты. Немцы, помня о первом, очень часто не знают о втором. До конца Второй мировой войны, а также некоторое время после нее, польских партизан из Движения сопротивления немцы считали бандитами. Аналогично возникали антиукраинские стереотипы в сознании немалой части поляков, как и стереотипы в отношении поляков среди многих украинцев. Это был образ врага.

Пишу обо все этом потому, что симпатия между нашими народами в ближайшие месяцы будет подвергнута тяжелому испытанию. В Польше уже начали готовиться отмечать летом 60-ю годовщину события, которое в польской исторической памяти имеет название «волынской резни». Факты известны: в июле 1943 года бандеровское крыло Организации украинских националистов и связанные с ним отделы Украинской Повстанческой армии начали этническую чистку на Волыни, то есть убивали польское гражданское население под лозунгом «Ляхи — за Сян!». Польская Армия Краева выступила с ответными действиями, однако количество погибших, в частности женщин и детей, с польской стороны в несколько раз превышало число жертв с украинской стороны.

На подобные годовщины я смотрю со смешанными чувствами. Погибшим мы должны отдать дань памяти; мы должны о них помнить. Однако, если это делать в ритме годовщин, то мы выхватываем каждое событие из его исторического контекста и таким образом даем фальсифицированную картину польско-украинских отношений.

Потомки волынских поляков имеют право почтить память своих близких и просто соотечественников, убитых в определенном месте и в определенное время украинцами. Такое же право имеют потомки жителей, например, Павлокомы и Завадки Морохивской, где убийцами в определенное время были поляки. Мы можем весь год заполнить годовщинами — польской пацификации 1930 года, уничтожения православных церквей в конце 30-х годов и тому подобное. Близкое соседство Западной Украины и Юго-восточной Польши продолжается уже 1000 лет. В этой истории есть прекрасные страницы, но над ними тяготеют несправедливость и месть обеих сторон. Земля не вобрала в себя всю кровь; она, кровь, рождает мстителей, и никто сегодня не сумеет сказать, кто и когда начал все это. Однако почти шестьсот лет именно мы — поляки — были более сильной, доминирующей стороной, и потому мы полонизировали украинскую элиту. В ХIХ и первой половине ХХ века, когда в Польше и в Украине почти аналогично формировалось массовое национальное сознание, по меньшей мере дважды мы сделали для Украины невозможным обретение независимости; в то же время украинцы никогда в отношении нас подобной несправедливости не совершали.

Несмотря на все это, Мы, как и Вы, исповедуем Евангелие, в котором Иисус обращается — верю в это! — к каждому из нас с призывом не искать соринку в глазу ближнего своего, а искать бревно в глазу своем (Мтф — 7, 3) . Мнение о том, что евангельские истины не касаются отношений между народами, нехристианское и противоречит духу Евангелия. Именно по этим причинам я обращаюсь к Вам — уверен, что не только от своего имени — и говорю: простите нам. К сожалению, ни мы, ни вы еще до этого не дозрели, хотя, без сомнения, дозреваем ежедневно и ежегодно.

СПРАВКА «Дня»

Яцек КУРОНЬ. Родился в 1934 г. во Львове. Проживал там до 10-летнего возраста. Диссидент во времена господства коммунистического режима в Польше. Один из видных представителей профсоюза «Солидарность». Я. Куронь — постоянный автор влиятельной в Польше «Газеты Выборчей». С 1989 г. — депутат Сейма Республики Польша; 1989—1993 — министр труда и социальной политики. Я. Куронь едва ли не первый с польской стороны отнесся с пониманием к украинской позиции в конфликте вокруг «Кладбища Орлят» во Львове (см. «Я понимаю украинцев», «День», № 92 от 25.05.2002 г.).

Яцек КУРОНЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ