Юбилейная Летняя школа журналистики «Дня» завершилась. Каков «сухой остаток»? Ведь это не просто сильные эмоции и глубокие впечатления. Чтобы «замерить» реакцию на «июльский интенсив», редакция уже несколько лет предлагает участникам школы заполнить итоговую анкету, отрефлексировать услышанное, увиденное и написанное за эти четыре недели. В этом году мы были приятно удивлены, заметив качественное различие между первыми эссе, которые студенты писали во время отбора в ЛШЖ, и их итоговыми тезисами. Как отметила во время традиционного «интеллектуального взвешивания» главный редактор Лариса Ившина, это, пожалуй, «первая школа за 15 лет, где наши слушатели ясно готовы демонстрировать партнерство». Летнешколяры делятся, что эти четыре недели во многом повлияли на их мировоззрение, расширили кругозор, не говоря уже о выработке профессиональных журналистских навыков. С согласия студентов мы публикуем их ответы на вопросы итоговой анкеты
1. Ваши ощущения: как изменила вас ЛШЖ?
1.1. Чем больше всего вам запомнился месяц, проведенный в Летней школе «Дня»?
1.2. Произошли ли изменения в вашем понимании определенных процессов (политических, социальных, культурных, исторических)? Если да, каких именно?
1.3. Убедились ли вы в том, что в дальнейшем хотите работать в журналистике?
1.4. Как бы вы охарактеризовали лично для себя период, проведенный в Летней школе журналистики «Дня».
1.5. Топ мыслей гостей, которые больше всего запомнились (до 5 тезисов).
2. Какую практическую пользу вы получили от Летней школы журналистики? Чему научились, какие навыки усовершенствовали?
3.1. Как вы видите распространение опыта ЛШЖ в более широких кругах?
3.2. Как бы вы хотели продолжить сотрудничество с «Днем»?
3.3. Какие проекты, по вашему мнению, можно еще предложить «Дню»? Как видите свое участие в них?
1.
Я стала на голову выше. Словно в тех фильмах: ложишься спать одним человеком - просыпаешься другим, так и я приехала 3 июля студенткой I курса, а еду отсюда настоящим журналистом: специалистом со сложившимся мировоззрением, устойчивой гражданской позицией, устоявшимися взглядами... Сотрудничество с областной газетой дало свое время мне неплохую базу, а «День» эту базу значительно усилил. Теперь чувствую твердую почву под ногами и однозначно буду расти.
Я усвоила кучу полезных уроков: понимаю, что миру нужны серьезные, надежные люди, а профессионализм - это прежде всего ответственность. Гораздо интереснее жить, когда ты можешь поддержать диалог, скажем, о политике или экономике, или философские вопросы рассмотреть. Надо учить языки: китайский, итальянский, японский, чтобы быть на ступеньку выше реализации себя в качестве журналиста.
Стремиться надо всегда, жить не только сегодняшним днем! И неважно, 17 тебе или 25, если жизнь дает шанс чего-то добиться, стоит его использовать, а не дает - организовать эту возможность самостоятельно.
1.1.
Людьми, которые меня окружали. Дежурной в общежитии, которая сказала мне: «Если тебе что-то нужно, надо ходить несколько раз» (тогда речь шла об одеяле, но фраза на самом деле философская) охранниками в редакции, слица которых на протяжении всего дня не исчезает улыбка; куратором Школы Олей Харченко, хрупкой женщиной, которая решила десятки наших проблем, заботилась о нас как о родных; редактором отдела Общество, в котором я работала, Марией Прокопенко (она стала для меня мотивацией: не знаю, сколько ей лет, но буду стремиться к тому, чтобы в возрасте Марии быть таким же профессионалом). Очень благодарна Вадиму Лубчаку за ценные советы, наставничество и мой первый совместный материал с настоящим профи. Я счастлива, что имела возможность пообщаться с редакторами всех отделов, - такого мощного интеллектуального центра, как в стенах редакции «Дня», я еще не встречала нигде. Всех лекторов запомню, - людей, которые, как представляется, открыли мне двери во взрослую жизнь. Через три недели мне исполнится 18. И, верите, так прекрасно встречать совершеннолетие с багажом знаний за плечами, полученным в Школе.
Я горжусь тем, что лично знакома с Ларисой Ившиной (а кто бы не гордился из студентов-журналистов). Я пыталась схватить каждое ее слово, поймать каждую ее мысль. Понимаю, что встречи с такими людьми у журналистов происходят хотя бы тогда, когда они уже имеют собственное имя в медиапространстве, а я получила такую возможность в самом рассвете собственного профессионального роста - невероятно рада этому.
1.2.
Состоялись! Стыдно признать, но оказалось, что политические, социальные, культурные процессы я хорошо понимала только в пределах собственной области. Из-за интереса к истории с историческими процессами было легче. Практика в «Дне», считай, высшее образование мне дала, политико- экономико-культурное (в университетах такое не получишь). Я могу свободно говорить со старшими людьми о политике, я знаю, чего ожидать от выборов 2019 года (благодаря Александру Солонтаю). У меня несколько изменился взгляд на социально-политические процессы, в частности Оранжевой революции, которую революцией теперь не называю, на Революцию Достоинства (несколько отличающуюся информацию предоставили мне в свое время СМИ и недавно люди, которые непосредственно принимали в ней участие). Я знаю обратную сторону культурных процессов в Украине, словно за кулисами побывала: знаю о финансировании, обещаниях и перспективах. Я представляю будущее журналистики, понимаю, с чем и кем придется работать. Более того, я представляю будущее Украины, понимаю, что живу во время изменений и изменения следует начинать с себя.
1.3.
Безусловно! Знала это с 9-го класса, мечтала, хотела, работала... А сейчас словно новый прилив сил состоялся. Я за этот месяц установила собственный рекорд журналистской активности и уверена, что мой сегодняшний рекорд завтра станет нормой.
1.4.
Шанс от Бога.
1.5.
1. «Если ты решил быть собой, тогда это самый большой вызов в жизни» (Лариса Ившина).
2. «Журналист стоит чего-то, когда он уникален» (Татьяна Даниленко).
3. «Смысл жизни - поиск самих себя» (Андрей Баумейстер).
4. «Нация без культуры - вечный ресурс для других» (Галина Бабий).
5. «Образование должно опережать общественные процессы» (Лилия Гриневич).
2.
Научилась стараться быть компетентной во всех сферах жизнедеятельности, быть в центре, а не на обочине, быть в курсе, быть вовремя (в частности, дедлайнами). Несомненно, усовершенствовала собственные навыки написания журналистских материалов (заметила разницу между форматом материалов для областной газеты и всеукраинской). Научилась метко задавать вопросы, понимаю, что не у каждого политика надо спрашивать о политике. Научилась не сдаваться: осознаю, что все люди рождаются одинаковыми, но потом кто-то становится спикерами для ЛШЖ, журналистами «Дня», а кто-то теряет все возможности.
Я научилась учиться: каждый день, каждую минуту.
3.1.
Первое, что сделаю, - приеду с идеями в «Сумщину», надо расширять аудиторию, брать больше комментариев к материалам у экспертов, устраивать подобные тематические встречи... Напишу о собственном опыте из ЛШЖ в газету Сумского государственного университета: стоит поощрять сумских студентов участвовать в этой школе, а затем с выпускниками «поднимать» информационное пространство Сумщины.
Я собираюсь писать научную работу на тему «Синтаксические ресурсы СМИ: стилистический аспект», тезисы к ней написала еще весной на материалах газеты «День». Теперь, когда у меня будут спрашивать, почему именно эта газета, я буду ссылаться и на Школу в том числе.
Буду распространять опыт тем, что буду с радостью делиться им с каждым желающим.
3.2.
Мечтаю стать журналистом «Дня». Хочу продолжать сотрудничество в любой форме.
3.3.
Лариса Ившина на нашей встрече спросила: «Почему до сих пор не написана история новейшей журналистики?» Мне кажется, никто, кроме «Дня», ее не напишет. Историю должны писать те, кто ее творил.
От себя же обещаю принять активное участие в дальнейшем развитии новейшей украинской журналистики.
Также из 15 ЛШЖ с лучшими спикерами мира можно сделать целый сборник афоризмов. Я бы с радостью упорядочивала лучшие мысли лекторов своего выпуска.