Известная в Украине и мире классическая танцовщица, прима-балерина столичной труппы, а с сентября 2020-го – художественный руководитель балета Национальной оперы Украины, – остается одной из самых ярких балерин современности, фанатично преданной балету. Жизель, Одетта-Одиллия, Кармен, Сильфида, Мавка, Лилея, Джульетта… Трудно назвать партию, которую бы она не танцевала.
Став одной из самых молодых народных артисток независимой Украины в 23 года, выиграв самые престижные балетные конкурсы мира, в частности получив золотую медаль Международного конкурса артистов балета «Майя», Елена, как это ни странно, никогда не считала себя первой и продолжала настойчиво работать над собой и стала блестящей балериной мирового класса.
Партнерами балерины по сцене были Патрик Дюпон, Фарух Рузиматов, Денис Матвиенко. Ее талант высоко ценила Майя Плисецкая, о ней снимали фильмы, ею восторгалась публика в Японии, Канаде, США, Мексике, Бразилии, Германии, Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Норвегии.
Сегодня же, будучи умным, тактичным, стратегически мыслящим руководителем, она отказалась от тех партий, которые было бы трудно танцевать из-за возраста, – от «Баядерки», «Лебединого озера», «Дон Кихота». В ее репертуаре осталось маленькое количество спектаклей, в частности деми-классические, характерные и партии второго плана в балетах «Грек Зорба», «Мастер и Маргарита», «Кармен-сюита», «Шехерезада». Теперь ей интереснее драматические партии. Так, в спектакле «Юлий Цезарь» есть маленькая роль вдовы, которая потеряла на войне сына. Танец длится буквально четыре минуты, но по эмоциональности он очень важен, ведь передать страдание матери – это не только хореография.
За год руководства Елена Филипьева качественно и деликатно начала омолаживать сольный состав балетной труппы, началась работа над возобновлением полюбившихся в свое время публике балетных постановок: «Ночь перед Рождеством», «Цезарь», «Золушка».
Именно по приглашению Филипьевой художественный руководитель немецкого балета Theatre Kiel Ярослав Иваненко, выпускник Киевского хореографического училища, который в течение 10 лет работал в труппе одного из самых известных современных хореографов – легендарного Джона Ноймайера, – поставил эффектный, неоклассический балет «Данте» – не только нашумевшую премьеру сезона, которая не только вошла во всемирную художественную программу Dante 700 nel mondo, но и стала общим украино-итальянским вкладом в художественную программу празднований 30-летия независимости Украины.
Понимая потребности современной балетной труппы, Филипьева дальновидно дает возможность испытать свои силы в качестве хореографов талантливым в этом плане солистам. Так, появился чрезвычайно интересный модерный одноактный балет солиста труппы Виктора Ищука «Широко закрытые глаза», к которому танцовщик шел целых 10 лет, а воплотил свою идею в жизнь именно при руководстве Елены Валерьевны.
Понятно, что такие шаги в качестве руководителя не могут остаться не замеченными: это четкая, артикулированная позиция, современный взгляд, смелость, самостоятельность в принятии решений. Плюс – серьезные международные контакты и статус Филипьевой в балетном мире, что позволяют выстраивать интересную репертуарную политику театра, приглашая в новые проекты европейских звезд современного балета и одновременно сохраняя лучшие традиции классического балета в Украине.
Так, одним из важнейших событий театральной жизни 2021 года стал Первый Международный фестиваль Ballet UA, который состоялся в октябре на сцене Национальной оперы Украины. Масштабный фестиваль объединил на одной сцене артистов из разных стран мира – Германии, Франции, Великобритании, Литвы, а также – и это, очевидно, самое важное – семи украинских театров. Вдохновительницей в качестве организатора и председателя жюри выступила Елена Филипьева.
Сейчас публика и труппа в ожидании резонансной премьеры, запланированной на начало следующего театрального сезона, – общей инициативы Филипьевой и руководства Национальной оперы – легендарного, фантастически красивого балета Джорджа Баланчина «Коштовності». Появление этого балета в репертуаре нашего театра окончательно засвидетельствует о движении в сторону репертуарного уравновешивания высокой классики и качественной модерной хореографии на первой балетной сцене национального театра.