В небольшом Ольгополе, что в ста семидесяти километрах от Винницы, проживает от силы три тысячи жителей, но на жизнь здесь не жалуются. Имеют работу, хорошие дороги, разветвленную инфраструктуру, креативные зоны для отдыха. Поселок живет и развивается, говорят местные жители. А все потому, что в свое время Ольгополь обошли современные латифундисты, которые привыкли зарабатывать и ничего не отдавать — засеяли поля, разбили сельские дороги, намесили грязи, собрали урожай, тыкнули деньги за паи и убежали, оставив людей с «дырявыми» школами, садиками и амбулаториями. Другое дело, когда на земле хозяйничает свой, такой как Павел Каленич — он никуда не убегает, не обманывает, не играется в политику, живет рядом и ежедневно ходит по тем же улицам, что и все.
«Всю свою жизнь я живу в селе, работаю на земле, и в город меня вовсе не тянет. Мой дед был раскулачен, в 1989 году реабилитирован. Отец всю свою жизнь проработал на земле механизатором, бригадиром тракторной бригады, а мать — акушеркой, — начинает разговор Павел Каленич. — После школы я поступил в Уманский сельскохозяйственный институт. С 1984 года, за исключением трехлетнего периода работы в райкоме, занимаюсь исключительно сельским хозяйством. До 1995 года был председателем колхоза. Как-то однажды имел неосторожность на заседании облисполкома сказать свое мнение и организовать первый референдум о недоверии председателю райсовета, после чего на полтора года оказался безработным. Но ничего. В 1997-ом возглавил КСП, которое в 2000 году мы реорганизовали в агрофирму «Ольгополь». Потихоньку начали развиваться и создали несколько сельхозпредприятий, а аграрный бизнес стал семейным».
О «ПУШКИНШТРАССЕ», ТУЗЛЕ-2 И «КЛОНИРОВАННОМ» МАМОНТЕ
Павел Каленич не только хороший хозяин, который имеет процветающий бизнес, но и креативная личность. Пиарщиков ему не нужно, он сам может организовать развлекательную программу для своих односельчан. Даже его друзья, бывает, задумываются, где в той или другой истории правда, а где выдумка. Благодаря Каленичу поселок обрастает легендами. Чего только стоит шутка о том, что Ольгополь посещал Пушкин. Но именно она помогла в свое время отремонтировать разбитую дорогу в считанные дни.
— Был в Ольгополе Пушкин или нет — это уже другой вопрос. Но когда мы поставили памятник поэту (пусть немного юмористический) и СМИ «раскрутили» эту тему, то дорогу от Чечельника до Ольгополя сделали за 10 дней. С тех пор я называю ее «Пушкинштрассе». Кстати, в прошлом году мы открыли в Ольгополе единственную в области Площадь поэтов, где презентовали роскошную композицию, посвященную Кобзарю. Рядом с ним его муза Катерина, а внизу написано: «Кохайтеся, чорноброві...», — пусть думают, — шутит Павел Евгеньевич. — Рядом с памятником расположен прекрасный парк отдыха с современным стадионом, асфальтированными дорожками, ландшафтным парком, детской площадкой и Wi-Fi-зоной. В этом году запланировали еще один проект, о котором еще никто не слышал. Выдаю вам тайну — в Винницком областном краеведческом музее есть скелет мамонта, который найден в урочище Слобода Чечельницкого района. Так вот мы его «клонировали» из ребра (Смеется. — Авт.). Наш мамонт будет реветь, но только за деньги. Разместим его в Ольгополе. Он точно удивит и местных жителей, и туристов.
— А туристы приезжают в Ольгополь? — спрашиваю Павла Евгеньевича.
— На Тузлу-2 — часто. Площадь острова — 700 квадратных метров. Дизайн зоны отдыха приезжали разрабатывать французские студенты-флористы. Здесь можно поплавать в чистом пруде, пройти по плесу водоема на паруснике «Святых Петра и Павла».
— А в планах есть еще подобные туристические проекты?
— Как без них?! Работаем над тем, чтобы дать вторую жизнь моей родине, в Мельниковке — это село в Немировском районе. Несколько лет назад его почти «списали». Школу хотели закрыть, рабочих мест не было. Чтобы исправить ситуацию, мы создали там фермерское хозяйство. Теперь село стало центром объединенной территориальной громады. Сейчас активно возобновляем инфраструктуру и социальные объекты. А в будущем там появится «Панський парк» — поедем как-то посмотрим вместе с «Днем»...
Между тем в Каташине Чечельницкого района запускаем современный автоматизированный молокоперерабатывающий комплекс по израильским технологиям. Будем выпускать натуральные молочные продукты, которые я бы сам ел с удовлетворением, под торговой маркой Villa Milk. Критерий, чтобы это был полезный, качественный и вкусный продукт. А параллельно будем развивать зеленый туризм, строим гостиницу и отрабатываем туристический маршрут, потому что людей, которые хотят увидеть полный цикл производства молочной продукции, хватает, есть и такие, что коровы никогда в глаза не видели, потому надеемся на спрос.
О ЛАТИФУНДИСТАХ, ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ВЫМИРАЮЩИХ СЕЛАХ
Павел Каленич «насыщает» села креативными идеями и бизнес-проектами для того, чтобы удержать молодежь, обеспечить ее достойной работой. Сознается, что сделать это крайне трудно. Молодые люди видят, какие социальные стандарты действуют в западных и даже азиатских странах, и по окончании вузов не хотят возвращаться работать в сельскую местность — ищут лучшей жизни за рубежом. Из-за этого демографическая ситуация на селе катастрофическая. Они остаются без жизни, вымирают одно за другим.
— Я не сторонник коммунистического режима, но в те времена действовал закон о приоритетности социального развития села, его, кстати, никто не отменял, просто вспоминать не хотят. Если не вложить сейчас деньги в социальные стандарты на селе (а это, прежде всего, дорога к селу, водоснабжение и медицинское обслуживание), то они исчезнут, — констатирует Павел Каленич. — В Европе люди, которые себя уважают, отдают предпочтение небольшим городкам или предместью, где есть все коммуникации и социальная инфраструктура. У нас все наоборот. Выход элементарный: раньше для аграриев была льгота по НДС, уже два года, как ее сняли. Если бы ее вернули и «бросили» эти деньги на дороги и развитие инфраструктуры, то это был бы серьезный рывок, чтобы возродить села. Также нужно прекратить латифундизацию. Нужно содействовать развитию малых и средних предприятий, не латифундистам, которые имеют по 100—500 тысяч гектаров в одних руках. Нормальное среднее хозяйство не должно превышать 10 тысяч гектар. Иначе украинское село будет бесперспективным. В настоящее время, к сожалению, для государства важны экономические показатели, а холдинги могут их гарантировать. Но за этим мы забываем о человеке с ее проблемами и убиваем села.
Чтобы спасти Ольгополь и смежные села Чечельницкого района, за последние несколько лет агрофирма «Ольгополь» выделила на их развитие свыше 25 миллионов гривен. Каждый квадратный метр асфальта в поселке построен за средства фирмы или в софинансировании с ней. Ежегодно Павел Каленич, как хозяйственник и депутат Винницкого областного совета, оказывает помощь школам, детским садикам. В этом году отремонтировали станцию юных натуралистов в Ольгополе, раньше в Каташине открыли современный спортзал, в 2019-ом планируют завершить капремонт амбулатории (когда-то уездной больницы), которую уже собирались закрыть. Местные жители говорят: «Если бы не Каленич, Ольгополя уже и не было бы». А он скромно сознается: «Хочу построить село европейского типа, где смогут жить и работать молодые люди. Украина будет развиваться лишь тогда, когда бизнес будет работать в гармонии с красотой, культурой и духовностью».
О «Дне», НЕДЕЛЬНОМ ДНЕ РОЖДЕНИЯ И МЕЧТЕ
С «Днем» у Павла Евгеньевича сложились особенные отношения — познакомил его с газетой прежний фотокорреспондент Борис Корпусенко, который родом с тех краев, где живет и работает Павел Каленич. В 2007 году он пригласил фотовыставку «Дня» приехать в райцентр Чечельник. С тех пор многие местные жители стали постоянными читателями газеты, а Павел Евгеньевич надежным партнером многих проектов газеты. И в этом году он лично вручал главный приз победителю фотоконкурса. Говорит, что каждый раз, посещая фотовыставку, чувствует свою причастность к построению Украины, в которой хочется жить.
«Двенадцать лет подряд я посещаю фотовыставку газеты «День», за эти годы у нас сложились очень тесные и дружественные связи. Фотовыставка уже не один раз побывала у нас, в самом отдаленном уголке Винничины — нашем селе Ольгополе. Ведь она не только в Киеве собирает украинский бомонд, а как «галерея на колесах» путешествует по Украине и презентует новейшую историю Украины — фотолетопись нашего государства, — добавляет Павел Евгеньевич. — Сегодня газета «День» — это источник серьезной информации, что собрал философов, экономистов, реформаторов, которых интересно услышать, чтобы самоопределиться. А разговор с Ларисой Алексеевной или Евгением Кирилловичем — это возможность почувствовать себя в кругу единомышленников — украиноцентричных людей, которые видят горизонт и то, что за ним, смотрят в будущее Украины.
— 26 декабря Вы в семейном кругу отмечаете день рождения, хотя в официальных документах указано 2 января. Как так случилось?
— Не знаю. (Смеется — Авт.). Я родился 26 декабря, а отец записал меня аж 2 января, — вероятно, долго радовался, что сына имеет. В детстве, да и сейчас празднуем дважды. Вспоминаю, когда мне было 45 лет, одна из местных газет написала «Сегодня начались именины у Павла Каленича», и это правда, потому что принимаю я поздравления в течение целой недели. Имею такую уникальную возможность благодаря своим родителям, которые привили мне любовь к жизни, людям и селу.
— Что желаете себе на день рождения?
— Чтобы в государстве был мир и спокойствие, люди были счастливы, здоровы, уверены в завтрашнем дне. Будет мир, спокойствие, здоровье — все остальные можно обрести, если хотеть.
Редакция «Дня» присоединяется ко всем поздравлениям, которые будут звучать в адрес Павла Евгеньевича с 26 декабря по 2 января, пусть здоровье будет крепким, семья живет в достатке, а бизнес процветает!