«День» уже сообщал, что представители альтернативной и государственной сцены решили объединиться и недавно создали «Гильдию независимых театров». Планы у них очень амбициозные! В частности, «Гильдия» должна стать всеукраинским союзом и объединить независимые театральные коллективы нашей страны на добровольных началах. Всем желающим приобщиться к новому движению (руководителям театров, режиссерам, актерам, критикам, сценаристам, менеджерам культуры...) и тем, кто имеет свои предложения, как лучше всего переформатировать театральный процесс, предлагают написать на страницу в Facebook «Гильдии». Уже создан Совет нового творческого движения деятелей культуры, которые заявили о ближайших планах и стратегии на будущее:
• признание и легитимизация негосударственных театров в качестве культурных институтов, равноправного участия в культурной жизни страны, равного доступа к публичным ресурсам, которые производит украинское общество;
• признание независимой сцены общественно важной частью культурного поля страны, продвижение идеи строительства независимых театров;
• строительство доступных театральных площадок для независимых театральных коллективов и поддержка от общества и государства;
• обеспечение права на творчество и создание креативного культурного продукта.
О «революционных» новациях «Дню» рассказала глава «Гильдии независимых театров» Ярослава Кравченко, которая также является основательницей и директором «Дикого театра» и одним из инициаторов креативной «Сцены 6».
«В КИЕВЕ — 103 ТЕАТРА»
— Ярослава, вы возглавили «Гильдию независимых театров» — новую площадку для расширения украинского сценического искусства. Надо отметить, что идея интересная, но подобные объединения деятелей культуры уже были, в частности на базе НСТДУ функционировали «Гильдия актеров» и «Гильдия режиссеров», которые красиво заявили о себе, а в настоящее время практически не работают. Какую стратегическую цель предлагает ваша «Гильдия»? Кто уже влился в «революционное» новое театральное движение?
— Я знаю, что идея наша не оригинальна, и попытки объединиться уже были. Почему мы предпринимаем их снова? Потому что сейчас родилось еще одно поколение независимых театров и очень хочется, чтобы их жизнь, в отличие от предыдущих волн «нового театра», не оборвалась на старте. Все, кто работает в независимом секторе, являются частью культурного процесса, который направлен как на развитие самого театра, так и зрителя. Права и тех и других, мы собираемся отстаивать. В настоящий момент мы провели первый этап мониторинга, он еще не закончился, а уже есть промежуточный результат, в Киеве — 103 театра! Половина из них — подали заявки на вступление в «Гильдию». Приятно, что нашу инициативу поддерживают одни из самых успешных и самых заметных коллективов. Это дает надежду, что все у нас выйдет.
— «Гильдия независимых театров» — это противовес Национальному союзу театральных деятелей Украины?
— Нет, не противовес, это объединение людей, которые работают в негосударственном секторе, а значит, не имеют тех привилегий, которые имеют работники «официального искусства». Кстати, заместителем главы НСТДУ, руководителем направления креативных проектов и негосударственного театрального сектора является Ирма Витовская, и мы собираемся вместе сотрудничать.
— Среди ваших амбициозных планов — внести изменения в Закон «О театрах и театральном деле», создание дискуссионного клуба, создание условий, чтобы люди искусства раскрывали свой потенциал на родине, а не искали лучшей доли по миру. Есть ли у вас консультанты-юристи, ведь вы замахнулись на переформатирование законодательной базы.
— Проблема театрального сообщества — часто юридическая неграмотность. И для того, чтобы изменить систему, одного желания театральных деятелей мало. Нужно знать законы и все поле. Поэтому мы действительно ищем поддержки у специалистов, планируем несколько проектов сделать с критикой, формируем списки стейкхолдеров, с которыми будем работать.
— В настоящее время в состав Совета «Гильдии» вошли: Инна Гончарова (художественный руководитель театра «Маскам рад»), Катарина Синчилло (художественный руководитель Классического художественного альтернативного театра), Неда Неждана (драматург, научный сотрудник Центра театрального искусства имени Леся Курбаса), Елена Салата (глава общественной организации «Культурная Ассамблея»), Павел Юров (театральный режиссер, актер, основатель проекта «ДрамПортал»). Заместителем главы «Гильдии» является Александр Фоменко (актер Киевского академического драматического театра на Подоле, директор Театра Переселенца). Этот список будет расширяться или это уже сформированная команда единомышленников?
— Команда была избрана в день создания «Гильдии». Мы хотели, чтобы в ее состав вошли представители разных направлений театра, и проектного, и репертуарного. К сожалению, в тот день не было на встрече продюсеров Татьяны Эдемской, Михаила Бондаренко, «Театра Есиных», театра «Мизантроп», «PostPlay театра», «Splash»... Но мы планируем плодотворную работу вместе. Команда каждый день расширяется, и чем больше профессионалов в ней будет, тем лучше.
«МЫ СОБИРАЕМ РАЗНЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ПРОЕКТЫ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ»
— Вы являетесь основателем и руководителем «Дикого театра», который мощно заявил о себе, и в прошлом году ваш коллектив был отмечен «За энергичный художественный поиск» на «Киевской пекторали». Репертуар обновляется, и почти каждый спектакль вызывает резонанс среди критиков и публики. До конца сезона какие постановки появятся в афише?
— В этом году у нас амбициозные планы — выпустить 12 премьер за 12 месяцев! В 2018-м уже состоялись две: «Гей-парад» по пьесе Игоря Билица и «Кицюня» по пьесе Мартына МакДонаха. Сейчас Максим Голенко и Алексей Доричевский готовят апрельскую премьеру «Геркулес-сантехник», также ведется работа над «имерсивным проектом» (термин «имерсивный театр» по происхождению английский, как и сам жанр. Перевод immersive theatre — «театр привлечения». То есть зрители являются активными участниками спектакля. — Т.П.), готовится к началу репетиций Максим Черныш с пьесой «Леша, который устроился на работу, за которую не платят». В настоящее время ведутся переговоры с режиссерами Анной Огий, Игорем Билицем и Артуром Невинчаным о новых постановках.
— В пространстве «Довженко-центра» сейчас активно работает «Сцена 6», инициаторами создания которой являетесь вы, журналист Алексей Ананов, режиссер Сергей Перекрест и менеджер Владимир Шейко, где можно увидеть творческие эксперименты альтернативных театров. Были идеи, что на этой базе заработает «Институт исследования театра». Это перспектива на будущее или есть уже какие-то результаты?
— Сейчас мы формируем кейс «Сцены 6». Начали сотрудничество с «Театром Переселенца», проектом Анастасии Джумлы «Мама всегда защитит», организуем гастроли финского театра Telakka. Этот коллектив представил 19 и 20 марта премьеру спектакля «RUSSOPHOBIA» по пьесе Максима Курочкина, в режиссуре Варвары Фаэр из Театр.doc. Это истории о войне на востоке Украины, Революции Достоинства и исторических травмах, преломленные через оптику советско-финской («зимней») войны 1939—1940 гг. Название спектакля — от финского пренебрежительного прозвища россиян — ryssa. В основе пьесы лежат интервью, которые были собраны в Финляндии, Украине и России на протяжении последних двух лет. Герои — обычные люди, которые пытаются отмежеваться от «тяжелых», «неудобных» тем. Их рассказы напоминают зрителям, как легко забываются уроки истории...
На днях у нас с успехом прошло мероприятие по современной хореографии Антона Овчинникова. То есть проходит первый этап, когда мы собираем разные независимые проекты под одной крышей. В следующем — будем изучать аудиторию. «Институт исследования театра» — структура, создание которой необходимо на государственном уровне. Мы же пока делаем исключительно своими средствами и ресурсами, поэтому дело идет не так быстро...