Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«120 месяцев»

Так назвала свою персональную выставку Инна Пантелемонова
30 мая, 2007 - 20:12
ИЮЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (2003)

Свобода — изначальное и неотъемлемое свойство творчества любого художника. У Инны Пантелемоновой, выставка которой экспонируется в киевском Доме литераторов, свобода — ключевое слово всего вернисажа «120 месяцев». Словно безудержная булгаковская Маргарита с ее торжествующим: «Свободна!», вырывается свобода из полотен Пантелемоновой. Впрочем это не страстный, агрессивный и все сметающий вольный вихрь, а картины художницы оставляют ощущение свободы спокойной, созерцательной и умиротворенной. Искусство И. Пантелемоновой — творчество человека, познавшего свободу, обладающего внутренней свободой, способного анализировать ее и давать ей собственную художественную оценку.

Пантелемонова — мастер довольно молодой. Она бывшая одесситка, в 1998 году ставшая членом молодежной организации Одесского отделения Национального союза художников Украины, Инна в 2002 году стажировалась в Киеве, в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, получила специальность «художник-живописец». Работы Инны Пантелемоновой украшают множество частных коллекций в Украине и за рубежом: в Германии, Мексике, США, Австралии, Англии, Канаде. Художнице приходилось доказывать свой высокий статус на нескольких престижных пленэрах в Хорватии, Крыму и Карпатах, а их результаты были выставлены на четырех персональных выставках в Одессе и Киеве: «Запах весны», «Заповедные края», «Встречи на берегах», «Между небом и землей».

Очередным этапом творчества, изобретением своими картинами нового летоисчисления, стала выставка «120 месяцев». Характерная цветовая гамма для Инны Пантелемоновой — светло-охристые, желтые, теплые палевые тона, с вкраплениями приглушенных: красного, синего, фиолетового, зеленого, коричневого. Эта палитра дополняется разнообразными легкими намеками на орнаментность, что придает полотнам определенный национальный колорит. Но украинское в картинах — не определяющий и настойчивый акцент, это скорее эмоции, их легкое и тактичное присутствие. Романтичная фантазия с долей доброй иронии есть в картине «В теплые края». Например, обычным птичьи маршрутом у Пантелемоновой пытаются «взлететь» белые козочки. Они пасутся на желтом, с пожухлой травой, поле, веселя друг друга разноцветными рожками. От этого выглядят игрушечными персонажами, а в небе верхом на большой козочке «летят» казак с дивчиной, крепко прижавшись друг к другу. Такие же козочки присутствуют на картине «Летела кукушка». Правда, не только они, а и другая домашняя живность — коровы, собаки, быки. Изображены они в стилизованной примитивистской манере письма. Словно на детском рисунке, на одной плоскости идет стадо по селу, мимо большой хаты под соломой. Пейзаж дополняют другие хатки, разбросанные вдали, но соблюдая манеру, при этом отрицается принцип перспективы: идиллия человека, единение всех живых существ с природой.

В картине «Кара-даг» чувствуется влияние Максимилиана Волошина. Такие же краски, подобный взгляд на суровую красоту гор. Умиротворенностью пейзажа Пантелемонова высказывает восхищение спокойствием вечных вершин.

В «Соблазнении свободой» — художественное изображение этого чувства. Под кистью Пантелемоновой возникают сказочные города, вид которых способен появиться лишь в воображении, либо в сладком сне. Опять любимая художницей гамма цветов — песочно-зеленоватая. Все, казалось бы, в этих городах прекрасно, но рвется на волю пленница-царевна. Словно по радуге устремляется она в небо, навстречу едва угадываемой фигуре мужчины, вслед за «Синей птицей счастья»...

Старое строение, изображенное на картине «Тень грифона», напоминает что-то крымскотатарское. Вокруг кипарисы, на горизонте — синяя лента моря. И вдруг — посланник прошлого — тень летящего грифона на светлой стене. Художница словно уловила момент, когда пересеклись параллельные миры, когда прошлое явственно проступило в настоящем. Но на картине видна фигура и настоящего грифона…

Как выразить радость бытия, восторг от осознания красоты мира? Инна Пантелемонова сделала это просто — она написала картину «Радость», где показала буйство осеннего плодородия, сияние золотой осени. В противопоставлении грандиозности природы, мощно возникающей за спиной маленькой фигурки человека, — его смелость в этом неравенстве один на один. Он раскинул руки и в этом жесте — жизнерадостность и готовность взлететь.

Композиционно картина «День Ангела» разделена на две части. Наверху — небо и море, а внизу — земля и вода с отражением трех кипарисов (главных действующих лиц этой истории). У каждого из них — своя загадка, в ветвях прячется свой тайный мир. В этих трех кипарисах «заблудился» белый Ангел. Может, он прячется, готовясь помочь, а может, уже готовится улетать после выполненной миссии?

Одно из самых выразительных полотен экспозиции — «Мастерица соблазна». Прежде всего, из-за своей наибольшей информативности. Здесь преобладание красного, насыщенного цвета. Композиционно центральная фигура девушки поддерживается двумя, расположенными по бокам, деревьями со стилизованными кронами, в ветвях которых шумные сороки словно предупреждают о приближении сельской красавицы. А ее и вправду нужно опасаться. Так независимо идет по дорожке в праздничной плахте красотка. Сколько женской иронии в ее фигуре, несущей на палочке на плече какой-то нереальный мешочек, в нем узорами просматриваются абрисы мужских лиц — жертв кокетки. А под мышкой у нее главный улов — большая красная рыба с головой покорного усатого казака, смирившегося с тем, что он попался на крючок красавицы.

Чувства ведут свой проникновенный разговор в картинах «Дерево», «Сон-трава», «Домой», «Кот Баюн», «Исполненный любовью». Ярко выраженным философским подтекстам в живописи Инны Пантелемоновой нет места, ее работы пронизаны ясным, осознанным чувством восхищения миром. Всех своих зрителей она хочет поселить в «Солнечном городе», где нагромождение маленьких домиков только обрадует близостью жилищ друзей, где в тени кипарисов ждет наслаждение прохладой и защитой от южного зноя, где по ступеням можно легко сбежать к бликующей солнечными зайчиками воде, после чего отправиться в морское путешествие на лодке. В этом теплом, мягком, не экспансивном, умиротворенном, идиллическом мире, с любовью написанном Инной Пантелемоновой, будет счастлив каждый во все времена!

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ