Хотя команде фестиваля все сложнее справляться с равнодушием чиновников к культуре. Основными и, практически, постоянными партнерами выступили Посольства Израиля и Литвы, Консульство Польши в Одессе, Гете-институт в Киеве и «Баварский дом» в Одесcе.
Лучшие композиторы Украины и мира, работающие в этом направлении представили свои сочинения. Блестящие музыканты-исполнители, ансамбли и оркестры с завидным творческим азартом подошли к их исполнению. Как всегда яркими были выступления ансамбля перкуссионистов из Фрайбургской консерватории, под управлением неизменного Президента фестиваля Бернгарда Вульфа. Открытием фестиваля был, участвующий в нем впервые финский кларнетист Микко Раасакка, артистично-филигранная игра которого на всех видах кларнета, покорила сердца зрите лей. (Было бы несправедливо не отметить здесь и его пианиста Анти Вахтола.) Неоднократный участник «2дней&2ночей», богатейший бас-баритон из Австрии — Руперт Бергман многократно перевоплощался в двух удивительных программах. Первая из них — «Вспоминая Шоа», сжимала серце до боли. Вторая — представила десять одноминутных мини-моноопер. Одессит Андрей Малинич импровизировал посредством Антуана де Сент-Экзюпери. Харьковчанин Эхсан Таваккол рассуждал о войне и мире, жизни и смерти. Львовянин Назар Скрипник трактовал театр абсурда Беккета. Анна Стоянова (Одесса), увлеклась сонетами Иосифа Бродского. Другой дебютант из Львова — Микола Хшановский, — мечтал с Артюром Рембо. Киевлянка Олеся Галас увлеклась Блезом Паскалем. А еще трое — Алпксандр Костов (Одесса), его землячка Ганна Копийкаи киевлянин Антон Стук импровизировали и шутили по поводу природных и неприродных явлений. Руперт Бергман, захваченный разнообразием музыки и тем «отпустил на волю» весь свой артистизм, а ансамбль SENZA SFORZANDO под управлением Александра Перепелицы-младшего не только вдохновенно аккомпанировал, но и подпевал, и танцевал.
Кстати, этот абсолютно неформатный номер не предъявлен был бы публике никогда, не будь у нас такого фестиваля. А тут его мгновенно заметили и стали приглушать в другие страны.
Во время фестиваля эмоции зашкаливают, как и мнения трех его легендарных личностей.
Бернгард ВУЛЬФ:
— Конечно, сейчас в Украине и политическая и экономическая ситуации остаются очень сложными. Но сердце страны — это ее культура. Культура — не просто игра на пианино или виолончели. Культура— показатель, насколько общество объединено. И если мы хотим выжить в этом мире, нам необходимо, как воздух, искусство и фантазия. Ведь именно искусство хранит фантазию в нашем мире. Украине как никогда нужна эта поддержка — в искусстве, культуре. Правительства должны понимать, что искусство — это не просто украшение ежедневной жизни, а базовая необходимость, как еда и питье. Важность этого фестиваля неоценима. Важно сохранить его, потому что в нем — будущее. Мне кажется, что многие люди перестали верить в будущее. Но будущее впереди, не позади нас. Молодое поколение должно быть готово к встрече с ним. Будущее нельзя спланировать. Оно растет подобно дереву. Но этому дереву можно помочь вырасти. Поэтому этот фестиваль очень важен, и не только для вашей страны. Я бы хотел, чтобы правительство и ответственные за судьбы страны люди не фокусировались только на решении сиюминутных проблем, но помнили о будущем. Такие события являются платформой культуры. Фестиваль в Одессе дает широкое представление о современном искусстве. Он не похож на другие, потому что не зациклен на личностной эстетике, а дает более широкое толкование искусства.
Микко РААСАККА:
— Для меня это очень интересный и необычны опыт. Удивительно то, что Украина, находясь в очень сложной ситуации, смогла организовать такой фестиваль современной музыки . Тут представлены участники разных возрастных групп, разных направлений, география их безмерна. Очень доволен, что смог приехать сюда.
ВПЕРВЫЕ НА ФЕСТЕ ВЫСТУПИЛ ПОТРЯСАЮЩИЙ МУЗЫКАНТ МИККО РААСАККА (ФИНЛЯНДИЯ)
Слушал не все, но два концерта поразили меня — «Вспоминая Шоа» и десять мини-моноопер. К сожалению, мы почти все время тратим на репетиции своего выступления, нет времени послушать другие концерты.
В Финляндии проводятся фестивали современной музыки. Но они все отличаются друг от друга, и от Одесского фестиваля тоже. Например, один из старейших фестивалей проводится в средней Финляндии. Посреди озер и лесов. Много известных артистов приезжают туда. Но все равно — это другое, нежели фестиваль в Одессе. Мощный и самобытный.
Я нахожу творчество современных украинских композиторов очень интересным. С удовольствием играю кое-что из их произведений. В Финляндии очень много хороших композиторов, но их творчество более академическое. Творчество украинцев полно фантазии и экспрессии.
Руперт БЕРГМАН:
— Когда я был в 2014 г. в Одессе, мы говорили о планах на следующий фестиваль. В 2015 году, к сожалению, был очень занят, не смог приехать в Одессу. Решил предложить молодым украинским композиторам написать фрагмент, чем-то близкий каждому из них. Кармелле, как человеку очень творческому, понравилась эта идея и она распространила ее по Украине среди дебютантов-композиторов. Я получил огромный заряд вдохновения в процессе работы. Вообще этот фестиваль один из самых интересных в Европе. Он хорошо известен и в Украине и за ее пределами. Виват тем, кто его делает и кто поддерживает!