В репертуарной афише театрального центра «B.ROOM», недавно открытого на малой сцене Дворца «Украина», среди прочих не менее примечательных названий бросается в глаза одно уж слишком экстравагантное «Упопабыласобака». А под ним, так скромно, через запятую, стоят четыре фамилии величайших драматургов-абсурдистов: Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета, Славомира Мрожека и Фернандо Аррабаля. Еще больше удивляешься, узнав, что творческая группа спектакля — актеры и пять режиссеров — студенты Национального университета театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого, в рамках Театральной мастерской Андрея Билоуса «А.Бетка», собственно, и сочинившие этот спектакль.
«Упопабыласобака» — спектакль, который как нельзя лучше иллюстрирует «дух и букву» студенческого театра, в котором основным лейтмотивом была и остается пока никем и ничем не замутненная вера в Театр, в Искусство и, разумеется, в себя. Именно в студенческих работах, как нигде больше, кураж и ребяческая дерзость способны сгладить недочеты ремесла, оправдать взятые как бы «на вырост» мысли и чувства, пока чужие, не до конца прожитые и понятые, но прилежно выученные и старательно пересказанные.
Справедливости ради стоит заметить, что когда на европейских сценических подмостках начали обживаться диковинные герои драмы абсурда, по украинской сцене гордо вышагивали трудолюбивые колхозницы и комбайнеры, принципиальные прорабы, вечно молодые пламенные революционеры и бравые красногвардейцы. Украинская сцена в свое время не «переболела» этой «высокой болезнью» — отсюда до сей поры ощутимая растерянность, робость перед «великим и ужасным» абсурдом. Это направление в современном отечественном театре представлено скудно, а уж по-настоящему сильные спектакли — вообще наперечет. Словом, отдельного комплимента заслуживает отчаянность (или принципиальность) режиссеров-дебютантов, явно не искавших легких путей в искусстве. Однако по проложенным ими «тропам» двигаться к неким смыслам и идеям спектакля временами бывало чрезвычайно сложно.
Два действия спектакля решены в разных жанровых ключах. Первое — трагифарс, изобилующий парадоксальным юмором, второе — мрачный психопатический «триллер», описывающий темные закоулки извращенного сознания современного человека. Надо ли говорить, что первая часть, именно за счет стихии комического, удалась больше и оказалась более тщательно продуманной-придуманной со стороны режиссуры и, соответственно, более внятно сыгранной актерами.
Спектакль, собранный из отрывков разных произведений, начинают, ведут и оканчивают неразлучная беккетовская парочка Владимир (Давид Петросян) и Эстрагон (Сергей Глыбин), обреченная вечно ожидать Годо (режиссер Александра Меркулова). Они-то и выполняют роль своеобразного конферанса: вначале «запускают» механизм игры, сдергивая целлофановые упаковки с обездвиженных персонажей, потом появляются с короткими репризами-диалогами, а в финале, завершая цикл, снова накрывают персонажей целлофаном, чтоб нетронутыми сохранились до пришествия Годо или просто до лучших времен... Именно из их реплик-скороговорок и выскочит название «Упопабыласобака» — как эквивалент бесконечно абсурдной истории на наш лад.
«Вдовы» Мрожека (режиссер Александр Штефан) — на сцене две типичные гламурные «блондинки» (Мария Фалева и Даша Гончар), ведущие на глазах у зрителей «детективное расследование» гибели своих благоверных. Актрисы, не пережимая и излишне не комикуя, используют все те же приемы, уже железно закрепленные за маской «блондинки»: развязную пластику, жеманные движения и ренато-литвиновские изломанные интонации речи.
«Лысая певица» (режиссер Александра Правосуд) и «Урок» (режиссер Ольга Фабричная), одни из самых известных пьес Ионеско, оказались для новичков неприступными — ни открыть, ни взломать, ни взорвать изнутри. Сложную партитуру ролей не осилили и актеры, самоотверженно пытаясь сыграть то, что и игре-то, в привычном театральном понимании, не поддается. Длинные паузы, бездонные пропасти оборванных смыслов, липкие страсти и аморальные желания, оболочка личности, вывернутая наизнанку своей мохнатой, темной, полузвериной натурой кверху — как плохо это все укладывается в клише бытовых событий. В результате режиссерам, как ни старались, так и не удалось обнаружить для зрителей «вывих» абсурдного сознания, не получилось выявить, «обналичить» серьезные диагнозы общества, аберрации его морали, девальвации его ценностей.
Пожалуй, самым удачным по воплощению оказался «Пикник» Аррабаля (режиссер Николай Бабин), в отличие от прочих «фрагментов», имеющий в основе хоть и карикатурный, но сюжет. К Солдату (Сергей Глыбин) прямо на линию фронта прибывают его чадолюбивые родители (Катерина Олифервская и Николай Стефаник). Мещане до мозга костей, они, не замечая войны, тут же организуют привычное семейное застолье с разговорами ни о чем и с танцами на мушке у неприятеля. К бесшабашно веселящейся семейке подкрадывается вражеский Солдат (Давид Петросян), симпатичный и миролюбивый араб. Его, особо и не сопротивляющегося, «обезвреживают» всей семьей, связывают и начинают... фотографироваться на фоне такого солидного «трофея». Режиссерское ехидство по поводу бессмысленного и бесконечного противостояния Запада и Востока, а также чрезвычайно важный для драмы абсурда гуманистический пафос, и оказываются необходимыми ключами к пьесе Аррабаля.
И какие бы строгие оценки ни выставлялись этому спектаклю, все же значение его нетривиально. Ведь как важно начинающим режиссерам и актерам общение с «настоящим», т.е. не из друзей и родственников состоящим, зрителем. И Андрей Билоус, давший молодым коллегам такую возможность, не прогадал в главном: самостоятельное «плавание», грозящее, разумеется, и разочарованиями, и ошибками, и сомнениями, и неудачами, взамен дарит главное — ни за какой партой не получаемый опыт профессиональной ответственности. А это, поверьте, дорогого стоит.