Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аида, Дездемона... Кто вы?

Солистка Харьковского оперного театра Ангелина Романовская отмечает 35-летие творческой деятельности
23 апреля, 2009 - 00:00
АНГЕЛИНА РОМАНОВСКАЯ В ОБРАЗЕ ПРИНЦЕССЫ ТУРАНДОТ / ФОТО ИЗ АРХИВА ХАРЬКОВСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Создание женского образа на сцене оперного театра — явление нерядовое и вызывает много художественных сравнений и ярких интонаций как у искусствоведов, так и у почитателей оперного искусства. Сколько бы не было написано исследований профессионалов и любителей пера в этой отрасли, все равно это будет только вершина айсберга сценического портрета художника. Только собирая характерные особенности художественных образов на сцене во многих спектаклях, можно получить представление об актере и его мировоззрении, его отношении к своим, излюбленным, и таким разным героиням оперного спектакля, что несет нам, зрителям, широкое поле возможностей для восприятия музыкального образа.

А что думает о месте актера в творческой деятельности на главной сцене Харьковщины солистка оперного театра Ангелина Романовская? «С детства и далекой юности, — признается Ангелина Анатольевна, — сколько себя помню — пела, пела везде, дома, на улице»... А когда пришла пора юношеской зрелости и встал вопрос выбора жизненного пути — для нашей героини не было альтернативы: учиться вокалу. Сначала в музыкальном училище, а потом Институте искусств (нынче Университет искусств им. И. Котляревского). Большое желание работать в вокале привело тогда еще юную Ангелину в оперный театр, где шаг за шагом она преодолевала трудности овладения вокальным мастерством, накапливая опыт художника оперной сцены. В профессиональной работе актрисы появились самостоятельные роли, вокальные партии спектаклей, первый успех, первое признание... «Иоланта» П. Чайковского стала первой самостоятельной творческой ступенькой в творческой жизни актрисы, а весь дальнейший путь требовал большого напряжения духовных и физических сил, и это был не простой, а тернистый путь к «творческому Эвересту», и сознательное желание взойти на него.

Зрители старшего поколения помнят лирические спектакли при участии Ангелины Анатольевны, тогда еще молодой, в главной роли: «Письма любви», «Помни меня», «Царская невеста»... Сегодня яркими проявлениями актерского и вокального мастерства Романовской являются непревзойденные образы «Аиды» и «Дездемоны» Дж. Верди. Здесь мы ощущаем красоту вокала, высокий профессионализм, которые одновременно являются средством и целью искусства пения в опере. Ведь воссоздание высоких чувств античных героев нуждается в эстетической привлекательности, совершенстве, гармонии, красоте.

Главная героиня оперы «Аида», на фоне сценического великолепия, в течение всего спектакля проявляется разнопланово. Как мы, зрители, воспринимаем этот образ, какова героиня спектакля в нашем представлении? Мы видим с самого начала спектакля Аиду с нежной мелодией любви, а продолжение происходит в сольной сцене Аиды, мелодия которой непритязательна, но трогательна, и композитор дал нам возможность почувствовать идеальный образ героини. Душевный трепет сочетаем в этом выразительном музыкальном образе с чувством обреченности. Дальнейшее развитие событий в спектакле демонстрирует драматические отношения главных действующих лиц: Аида и Амнерис, Амонасро и Аида, Аида и Радамес — и все это происходит на высоком вокальном и актерском уровне. Трагическое развитие действия в двух финальных актах приводит к выводу, что любовь — это чувство, которое не подвластно силе. «Кто любит — тот не под законом». Так сказано в Новом Завете. «Аида» заканчивается песней любви и смерти... Большой развернутый дуэт «Прощай, земля, пристанище всех страданий» звучит как гимн высоким человеческим чувствам, которые не затмятся ни с течением времени, ни из-за обстоятельств. Так Верди музыкальными средствами гениально поставил памятник большой любви в вечности. Как здесь не вспомнить высказывания Дж. Верди: «...В музыке есть что-то большее. Есть сама музыка!»

Совсем по-другому раскрывается характер главной героини в «Отелло». В опере четко определена вокальная конфронтация трех главных фигур: идеальная, лирическая Дездемона, вселенский вор Яго и, наконец, главный герой, именем которого названо произведение, генерал Венецианской республики — мавр Отелло. Способно ли выдержать это противостояние любви Отелло и Дездемоны? Публика вслушивается в любовный дуэт Дездемоны и Отелло, и наполненное жизнью «Пламя пылает» в хоровом исполнении. Лиризм главной героини красной нитью пронизывает спектакль, и это объясняет особое отношение Верди к Дездемоне!

А что ощущает зритель, смотря спектакль? В опере фигурирует мотив противостояния добра и зла, и это является вечным, как и вера в добро, в красоту, в нерушимость идеального. В песне Дездемоны «Верба, верба» и в «Ave Maria» звучат трогательные для сердца звуки, и такое очарование музыки Верди увековечивает романтическую любовь.

— Затаив дыхание, вдумчивый зритель сопереживает вместе с действующими лицами и мысленно помогает (нам, актерам) развивать сценический образ. Напряжение развития событий на сценических подмостках превращает зрителя в действующее лицо с особым «творческим лицом», которое несет нам, актерам, вдохновение, — объясняет А. Романовская.

Драматическое сопрано Ангелины Анатольевны выразительно проявляется и в таких шедеврах оперной сцены, как, «Флория Тоска», «Чио-Чио-Сан», «Принцесса Турандот», но уже другого корифея оперного жанра — Дж. Пуччини. Профессиональное умение раскрывать характерные особенности образа главной героини для зрителя, и не только для подготовленного, помогает постичь вселенную прекрасного в отношениях людей, формирует мировоззрение. Главная героиня громко заявляет о своем существовании, о своем месте в жизни, завоевывает право уверенно идти к цели, к счастью. Луч любви сияет в сердцах главных героев в течение всего представления и становится канвой развития отношений в музыкально-сценической драме. А вокальное очарование певицы подчеркивает драматическую выразительность образа.

Естественное умение владеть вниманием зрителей помогает в педагогической деятельности в Университете искусств и в музыкальной школе — воспитанники Ангелины Анатольевны приходят в водоворот творческой жизни подготовленными духовно, морально, а эстетические достижения учеников и студентов соответствуют лучшим качествам героев спектаклей.

Романовская неоднократно представляла вокальное искусство за границей — гастролировала в Германии, Франции, Испании, США. «Это было особое восприятие, как в творческом плане, так и в духовном. Чувствовать мир главных героев знаменитых опер на родине гениальных композиторов Верди, Пуччини, Бизе, Вагнера — это воспринималось с большим вдохновением и энтузиазмом. Связь актера с национальным, духовным достоянием страны, которую мы представляли на гастролях, чувствовалась на всех спектаклях, и это постоянно воспринимал заграничный зритель. Аплодисменты были наградой не только нам, актерам, но и всему украинскому искусству»...

Владимир МОРДОВЦЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ