Место — сталинский лагерь, где сидят вместе «политические» и «блатные». Время — 1947 год. Протагонист — один из командиров УПА Данило Червоный (Мыкола Береза). Антагонист — начальник лагеря Абрамов (Александр Мавриц). Развязка конфликта — восстание.
Как свидетельствуют начальные титры, фильм основан на реальных событиях. Именно «бандеровские» этапы стали контрольным выстрелом в голову ГУЛАГу. Воины УПА сохранили строгую дисциплину и структуру командования даже в местах лишения свободы, презирали как «начальство», так и «воров», не шли ни на какое сотрудничество, солидарно противостояли всем выстроенным схемам ломания заключенных и, в конечном итоге, организовали ряд масштабных восстаний, которые добили машину сталинского террора.
Режиссер фильма Заза Буадзе родился в 1962 году в Кутаиси (Грузия), учился в Тбилиси и Берлине, имеет грузинское гражданство и вид на жительство в Украине. Начинал с документалистики и сериалов. Сценаристом выступил Андрей Кокотюха — один из самых производительных украинских авторов (свыше 60 книжек). «Червоный» — экранизация его одноименного романа.
Недостатков здесь хватает. Сюжет построен неровно, с потерями в ритме и слишком патетическим финалом. Большинство образов получились почти картонными, без психологического объема. Наконец, языковая проблема: украинский Червоного и его побратимов слишком литературный и потому невыразителен.
И все же «Червоный» свою задачу — завлечь зрителя — выполнил. Во-первых, Кокотюхе и Буадзе удается придать событиям довольно быстрого, динамического развития во второй половине фильма, когда противостояние переходит в открытую фазу. Во-вторых, типажно удачным получился Береза — бритоголовый, сосредоточенно суровый, с выразительным взглядом, лучшее воплощение лидера сопротивления. Мавриц-Абрамов выглядит хорошо, когда не надрывается в попытках сделать своего героя как можно ужаснее, а переходит на более сдержанные интонации дьявола-соблазнителя. Олег Шульга в роли Виктора Гурова, репрессированного летчика с Черниговщины, играет отдельную драму человека, который считает свое заключение ошибкой и сначала воспринимает земляков как врагов; прозрение приходит поздно. И, как ни странно, одна из удач сценариста — роскошная русскоязычная «феня», которая придает ее носителям необходимый колорит.
Можно обвинять авторов в недостоверном развитии сюжета или придираться к бытовым подробностям. Однако здесь речь не идет об исследовательской работе. Кино, особенно жанровое,— это всегда о настоящем, о тех, кто сидит в зале. А в настоящем времени мы впервые за свою долговременную историю начали регулярно добывать победы. Соответственно, побеждающий герой-украинец — это уже не выдумка. И в этом «Червоный» не грешит против истины. Такие фильмы нужны. Буадзе и Кокотюха запланировали уже съемки двух продолжений. Эта и другие подобные картины будут выглядеть иногда как совершенные фантазии. Но в них будет главное, нужное сегодня качество — сюжет борьбы, которая увенчалась успехом.