Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Актуальные проблемы дня сегодняшнего — на языке оперы

Мюнхенский летний фестиваль: спектакли, которые поражают
15 августа, 2019 - 10:16
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «КАРЛ V»

Опыт Баварской государственной оперы в Мюнхене работать в разной театральной эстетике и усваивать разную музыкальную стилистику — как мастер-класс для коллег из разных стран.

«КАРЛ V» — МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕНСАЦИЯ

Одной из самых актуальных задач нашей сложной эпохи является поиск общих позитивных идей, способных преодолеть ненависть и вражду, которая разделяет на враждующие лагеря страны, государства, нации, религии и все человечество. Новый завет, который принес в мир Сын Божий Иисус Христос, предлагал построение такого общества, в котором не будет бедных и богатых, владельцев и рабов, иудея и элина, а все люди станут братьями и сестрами. Создание единого христианского государства, которое бы объединило большинство европейских стран и границы которого выходили бы за пределы Европы, стало мечтой и основой политики могучего правителя XVI века короля Карла V, который вошел в историю как «отец Европы». Этот король находился в семейных отношениях с правящими династиями многих государств и наследовал огромные владения. Он имел железную волю, несокрушимый характер, преумножал и укреплял свою власть, преодолевая все преграды. Однако за два года до смерти отрекся от всего и в монастырской тишине услышал голос Бога, который призвал пересмотреть свою жизнь перед отходом в вечность, попробовать понять, почему его высокая цель и благородные намерения терпели крах и стоили человечеству кровавых катастроф.

Карл V стал героем оперного произведения, рожденного в переломный кризисный момент, когда над Европой нависли зловещие тучи и в Германии пришел к власти Гитлер. Автором оперы был австрийский композитор Эрнст Крженек. Популярность ему принесли более ранние оперные произведения «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает», поставленные во многих странах, в том числе в СССР. Живя в Вене, Крженек увлекся тогдашними авангардными течениями и стал изучать изобретенную композитором Арнольдом Шенбергом додекафонную технику музыкального письма.  Вместе с Шенбергом и его учениками Крженек был занесен идеологами Третьего рейха в список неблагонадежных авторов, музыку которых запрещалось исполнять в фашистской Германии. Поэтому и премьера злободневной по тем временам оперы, к тому же написанной в додекафонной манере, состоялась 22 июня 1938 года в Праге, уже после эмиграции самого автора в США. На следующий год началась Вторая мировая война и произведение на длительное время было забыто.

Постановку «Карла V» на сцене Баварской государственной оперы в Мюнхене и ее включение в программк летнего оперного фестиваля я бы назвала сенсационным событием. Этому способствовал не только интересно выстроенный сюжет (автор либретто сам композитор) и яркая образная музыка. Было создано блестящее представление, которое соединяет эстетичные принципы эпического театра Бертольда Брехта с чертами яркого зрелища, построенного на использовании современных медийных средств. Постановку осуществил участник известной каталонской группы Фура дельс Баус Карлуш Падрисса в сотрудничестве с автором декораций и костюмов, выдающейся испанской художницей Литой Кабелют. В последние годы приглашения до сотрудничества с оперными театрами известных современных художников дает очень интересные результаты. Лета Кабелют, которая росла в Барселоне, а теперь живет в Гааге,  работает с разными техниками: рисует большие полотна маслом, делает скульптуры, занимается фотографией и визуальными стихотворениями, а также видео проектами. В реализации сложного замысла приняла участие еще целая группа мастеров современных медиатехнологий. Кроме значительного количества действующих лиц и участия хора, в спектакле действует разветвленный миманс. С помощью виртуозных акробатических групп создаются подвижные декорации, оживают на глазах живописные картины. Фантастическое сценическое пространство постоянно трансформируется, углубляется и расширяется путем зеркальных отображений. Возникают аллюзии на фрески больших мастеров прошлого. В какой-то момент вода заливает сцену, которая остается покрытая ее тонким слоем.

 Искусное сценографическое решение позволяет лучше воспринимать содержание произведения, действие которого разворачивается в разные времена и в разных географических точках. Отстраненный от власти старый король (датский баритон Бо Сковус) одет в удивительный костюм, связанный с образом времени и его символикой. Он исповедующийся молодому монаху, вспоминая наиболее значительные события своей жизни. Появляются фигуры разных исторических лиц, с которыми сводила его судьба. Еще одним важным символом становится яблоко в виде маленького прозрачного глобуса. Уже в первом эпизоде — встрече юного Карла с матерью, испанской королевой Хуаной безумной (Окка фон ден Дамерау), он получает от нее яблоко, внутри которого видит червяка. Это намек на то, что враги есть и будут находиться в его окружении.

Технически сложную современную партитуру оперы в совершенстве интерпретировали  американский дирижер Эрик Нильсен и оркестр Баварской оперы. Все исполнители свободно справились с необычным вокальным стилем и создали выразительные актерские образы. Особенно запомнились страстный проповедник Мартин Лютер — Михаель Краус, фигура лукавого врага Карла, французского короля Франциска I (Вольфганг Аблингер-Сперраке).  На фоне активноы монтажноы смены контрастных эпизодов островком проницательной лирики выглядела сцена смерти жены Карла Изабеллы (Анна Шваневильс).


ПАРТИЮ АГРИППИНЫ ВЫПОЛНЯЕТ ЗВЕЗДА ОПЕРЫ АНГЛИЙСКОЕ МЕЦЦО-СОПРАНО ЭЛИС КУТ

О ЛИЦЕМЕРИИ, ИНТРИГАХ, КЛЕВЕТЕ

В Баварской опере актуальным могут сделать не только произведение, близкое нам по времени, но и оперу времени барокко. Фестивальную премьеру «Агриппины» Генделя готовили известные мастера, дирижер Айвор Болтон и режиссер Барри Коски. В ней приняли участие такие звезды современной оперной сцены, как  английское меццо-сопрано Элис Кут-Агриппина, феноменальный контр-тенор Франко Фаджоли-Нерон, а также очаровательная Эльза Бенуа в роля обольстительной красавицы Поппеи. Римский император Нерон вошел в историю своими злодеяниями и психическими отклонениями.  Еще на заре зарождения оперного искусства он стал героем оперы прославленного итальянского композитора XVII века Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи». Больше чем через полвека после этого молодой Георг Фридрих Гендель написал произведение, в котором речь идет о матери Нерона Агриппине и о лицемерии, интригах, клевете, к которой она прибегает, чтобы посадить на трон своего крайне импульсивного, неуравновешенного сынка. Острым рисунком мизансцен, всеми красками виртуозных голосов, гротесковыми приемами игры  участники этого незабываемого представления создали живописные характеры, которые так напоминают мир современных политических игроков. Красноречивым выглядит и окончание произведения. Участники соревнования за власть и за любовь (полководец Оттон-англійський контр тенора Иестин Девис любит Поппею и отказывается от короны, чтоб быть с любимой) наконец получили то, к чему стремились. И все по очереди, в том числе и вновь избранный император Нерон оставляют на одиночестве и будто вычеркивают из своей жизни ту, которая самоотверженно до умопомрачения шла к своей цели, а теперь стала лишней.

РАЗНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

Фестивальные представления, которые я смогла увидеть, свидетельствуют об умении Баварской оперы работать в разной театральной эстетике и усваивать разную музыкальную стилистику. Так, принципы психологического театра, сосредоточенные на исследовании внутренних конфликтов и противоречий человеческой натуры, были всесторонне использованы в постановке «Отелло» Верди. В этом спектакле прежде всего поразила глубокая музыкальная интерпретация выдающегося дирижера Кирилла Петренко, срок пребывания которого на должности музыкального руководителя этого театра всплывает, потому что его ожидает руководящая должность в прославленном оркестре Берлинские филармоники. Интересными находками была обозначенная аскетическая по стилю режиссура Амалии Нирмаер, лишенная всякой пышности и ренессансных красок. В блестящем составе исполнителей в этот раз лидерами остались неповторимые Аня Хартерос-Дездемона и абсолютно уникальный Яго Герарда Финли. Циник и манипулятор, его Яго артистично играет человеческими судьбами и при этом выглядит как обычный компанейский человек, доброжелательно настроенный к своим собеседникам. Абсолютно современным и еще более опасным этот образ делает то, что он не имеет в себе ничего привлекательно демонического и мефистофельского, присущего романтичным загадочным ворам. Достойно выглядел в заглавной партии Отелло также Зоран Тодорович, который внезапно заменил всемирно известного немецкого тенора Йонаса Кауфмана.

Репертуар Баварской оперы, которая демонстрирует во время ежегодного летнего фестиваля новейшие премьеры и постановки последних лет, чрезвычайно разветвлен. Он включает произведения от времени раннего и зрелого барокко до  опер известных и мало известных мастеров ХХ века. В барочных произведениях трансформируется оркестровое изложение, добавляются такие инструменты, как клавесин, или же теорба, которая замечательно прозвучала в «Агриппине», особенно в сопровождении некоторых арий. Наряду с широко распространенными классико-романтическими названиями (Моцарт, глюк, Верди, Вагнер, Пуччини) здесь постоянно  звучат произведения Берга, Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, Рихарда Штрауса, а также популярных в двадцатые годы, однако в водовороте сложных политических событий запрещенных авторов, как Шрекер, или уже упомянутый Крженек. Известным было также имя австрийского композитора еврейского происхождения Э.В.Корндорфа, который первые свои две оперы написал в 14 лет. Приглашенный в 1934 году работать в Голливуде в США, он не имел возможности вернуться в Австрию по причине аншлюса и вторую часть своей жизни оставался в Америке. Творчество его впоследствии было забыто на длительное время, пока в конце ХХ века театры не стали проявлять интерес к его операм. Особенно это касается оперы «Мертвый город», премьерная постановка которой состоится на сцене Баварской оперы в следующем сезоне.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, искусствовед. Мюнхен — Киев. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ