Наша газета — основатель полноценного издательского проекта «Библиотека «Дня» — уделяет много внимания отечественному книгоизданию. Постоянно в резонансной рубрике «Украинцы — читайте!» появляются актуальные и интересные книжные новинки. А накануне детской книжной ярмарки «Форум издателей — детям» и фестиваля детского чтения «Книгомания», которые пройдут 7—9 мая во Львове, говорим о проблеме детского чтения. Гость «Дня» — президент Форума издателей Александра КОВАЛЬ.
— Проблема детского чтения существует повсюду. Только в Украине, в отличие от других стран, где принимается комплекс мер, она пока что игнорируется.
— Сначала существовала проблема неграмотности, о которой в бывшем СССР говорилось, что она успешно преодолена советской властью. Это оказалось не единственным мифом, который так крепко вгрызся в сознание, что сейчас просто мешает двигаться вперед. Поэтому в новейшие времена проблема неграмотности опять обострилась в послевоенный и постколониальный период, когда волны неграмотных эмигрантов начали «заливать» относительно благополучные европейские метрополии и американский континент. Тогда возникли действующие до сих пор национальные и международные программы борьбы с неграмотностью, благодаря которым это явление если и не преодолено, то, во всяком случае, в тех странах, которые этого желают, оно сведено до минимума — дети получают начальное образование и учатся читать.
Однако в процессе исследований, которые в цивилизованном мире неизбежно сопровождают какие-либо масштабные общественные программы, оказалось, что теперь придется иметь дело с совершенно новым явлением, которое назвали «вторичной неграмотностью». Ею страдают взрослые, которые получили не только начальное, а даже среднее и, кое-где, высшее образование, но из-за того, что после окончания школы или колледжа не читали ни книг, ни газет, постепенно утратили этот навык. Они, большей частью, помнят буквы, могут написать собственное имя, поэтому их нельзя считать неграмотными в первоначальном значении этого слова, но эти люди, являющиеся умственно полноценными, не могут понять смысла простых письменных инструкций и даже рекламных объявлений. Ученые пришли к согласию, что эти люди не только не могут нормально функционировать и выполнять свои профессиональные и общественные обязанности, но и создают угрозу для других. (Я порой думаю, что водители, которые преступно нарушают правила дорожного движения, принося увечья и смерть, на самом деле просто не смогли эти правила прочитать и, вообще, не могут осознать, к каким последствиям может привести нарушение правил). Тогда, в конце 60-х, и были проведены масштабные исследования уровня чтения (под уровнем чтения имеется в виду соотношение людей, «которые читают одну книгу в год» / «которые читают от одной до пяти книг в год/ «больше пяти книг в год» к тем, «которые читают меньше одной книги в год», т.е. не читают совсем). Исследования регулярно проводятся во многих странах (кроме Украины и некоторых стран Африки) и, к сожалению, показывают стойкую тенденцию к уменьшению количества читателей. Вместе с тем, в странах, которые ввели национальные программы поддержки чтения, эти тенденции не такие яркие, а темпы снижения уровня чтения не такие разительные, как в других странах. Очень хорошим показателем сейчас считается, когда 64% взрослого населения читают хотя бы одну книгу в год (а остальные — меньше). К сожалению, исследования проведенные недавно в Украине, просто подтвердили тенденцию снижения уровня чтения по годам (исследования проводились два года несколькими волнами), но не дали достоверного результата, поскольку были проведены с определенными методологическими нарушениями. Но результаты ментально и образовательно близкой к нам России заставляют задуматься и сделать определенные выводы. Когда российские ученики оказались на 28-м месте из 32-х стран, где были проведены исследования навыков учеников старших классов по чтению и пониманию текстовой информации — последствия были мгновенными, и Россия стала очередной страной, которая признала важность проблемы и национальную программу поддержки чтения ввела. Хочу подчеркнуть, что даже в этом году ее финансирование не сокращенно ни на копейку.
Украинские чиновники, к которым я неоднократно обращалась, проблему или игнорируют, или же признают только на словах, не имея намерения предпринимать каких-либо действий. А делается так потому, что эта проблема на самом деле не волнует наше общество, которое за время украинской независимости создало себе новую систему ценностей, к которой, к сожалению, образование, наука и культура не относятся. Я буду приятно удивлена, если сейчас нам удастся на страницах «Дня» дискуссию развернуть, привлечь к ней, во всяком случае, тех, кто еще умеет читать и понимать.
— Как-то вы отметили, что уже выросло поколение родителей, у которого нет потребности в чтении. По вашему мнению, их дети — это, в определенной степени, «потерянная» генерация?
— Это как в американских медицинских сериалах: «Мы его теряем!!!», а потом — мощный электрический разряд, и покойник радостно смотрит на своих спасителей, а через минуту направляется домой? Общество действительно потеряет этих детей, и что хуже — дети потеряют какой-либо шанс на лучшую жизнь, если немедленно не будет применена шоковая терапия. Родители игнорируют эту ситуацию? Они считают, что дипломы и место под солнцем покупаются и что любой суд выигрывается за деньги? Хорошо, значит общественные институты или государство должны взять на себя ответственность за будущее поколение. Если мы с вами хотим счастливо жить и умереть в этой стране, мы не можем допустить, чтобы все, кто младше нас думали, что суд — это коммерческая структура, которая решает вопрос в зависимости от суммы сделанного вклада, а всех одиноких людей после достижения пенсионного возраста следует переселять в дома престарелых. Национальная программа поддержки чтения, как средство такой терапии, не может немедленно возвратить пациента, который долго находился в ситуации книжного голода, к активной жизни, но реанимировать его, а потом постепенно наращивать жизненные силы, может. Начинать действовать нужно немедленно. Собственно говоря, мы и начали с нескольких акций, ни одна из которых не является оригинальной, т.е. я имею в виду, что в той или иной степени, они проводились в разное время в различных странах мира. Так, привлекать к пропаганде чтения «звезд» догадались сначала в англоязычных странах. В кампаниях принимали участие бейсболисты, футболисты, эстрадные звезды, политические деятели, жены президентов и даже английская королева. Эффективность программы построена на том, что в определенном возрасте дети настроены антагонистически к своим родителям и готовы наследовать своих кумиров. Если в этот момент кумир подаст им сигнал: «Чувак, делай как я — читай, — и также станешь крутым» — это срабатывает, главное, чтобы это делалось искренне и с убеждением. Так мы начали фестивали детского чтения «Книгомания», где «звезды» встречались с детьми, читали свои любимые детские книжки и говорили, что читать — это cool.
— В предыдущие годы «Книгоманию» также поддерживали Святослав Вакарчук, Сашко Положинский, Руслана, Ани Лорак, Виталий Кличко...
— И многие другие: Роман Виктюк, Тарас Чубай, Екатерина Серебрянская, Вова из Львова, Фома, Левко Дурко, Лирник Сашко... Эту акцию, кстати, она теперь называется «Книга от звезды», нужно проводить везде, а не только во Львове, как мы имеем возможность делать сейчас, благодаря пониманию и поддержке Львовского городского совета. Я хочу высказать особую благодарность депутатам Ирине Поляковой и Маркияну Иващишину, которые понимают важность этой программы для города, руководителям городского совета и городскому голове Львова Андрею Садовому за поддержку, в том числе за выделение достаточно значительной, как для кризисных времен, суммы средств для проведения акции на достойном уровне.
Я очень хочу, чтобы детям читали те, кем они восхищаются: Олег Скрипка, Потап и Настя Каменских, Владимир Зеленский и 95 квартал, Андрей Данилко, Андрей Шевченко, Влад Яма, Кузьма Скрябин, Влада Литовченко и многие другие известные люди: депутаты, актеры, деятели и конечно все, кто читал раньше. Хотелось бы собрать вокруг этой акции тех, кто верит в силу знаний и добра, которые несут книжки. Следует вспомнить также, что кое-кто из наших партнеров, в частности, Славик Вакарчук, самостоятельно проводит очень масштабные и интересные акции. Например, все помнят ролик «Книга создает Человека». Есть также организации, которые и не догадывались, что мы уже давно проводим эти акции или иначе видят их концепцию, поэтому проводят мероприятия самостоятельно и под другими названиями. Мы же готовы поддерживать всех и везде, готовы поделиться опытом и готовыми рецептами, только бы все вместе достигли поставленной цели. Конечно, меня огорчает, что после стольких лет работы есть так много людей, причем из нашей, читающей среды, которые ничего и не слышали об этой нашей деятельности, но это я могу также поставить на счет нашим СМИ, которые то ли под воздействием общества, то ли своих владельцев считают, что людям нужны только скандалы и «чернуха», а позитивом и детьми никого не удивишь... Странно, потому что в мире и к освещению событий и общественных проблем относятся иначе, возможно, поэтому и живут они немного лучше, чем мы.
— Пани Александра, с прошлого года среди организаторов «Книгомании» значится Министерство образования и науки Украины. Вам не приходила мысль предложить концепцию фестиваля детского чтения взять за основу для разработки Государственной программы поддержки и развития детского чтения?
— Я хотела бы еще немного рассказать о мероприятиях, которые мы проводим в рамках программы «Книгомания», а затем вернуться к роли Министерства образования и других органов государственной власти в этом процессе. Главное и наиболее масштабное мероприятие, которое организовываем — это конкурс детского чтения. Начали мы его еще в 2002 г. во Львове, имея несколько сотен участников, а уже через три года он сам собой стал всеукраинским. В прошлом году участие в конкурсе приняли более 140 тысяч детей, а в нынешнем — надеемся на большее, в первую очередь, благодаря тому, что к организации приобщилось Министерство образования и науки. И здесь я опять должна поблагодарить: министра образования Ивана Вакарчука и его заместителя Павла Полянского, которые действительно понимают важность проблемы, которой мы занимаемся. Целью конкурса является привлечь к участию собственно тех детей, которые не читают, возможно потому, что не понимают, что благодаря чтению можно многого достичь. А мы говорим: хорошо, ты не можешь рассчитывать на победу в песенном фестивале, потому что не соловей, ты не любишь танцевать и в твоем селе нет возможности заниматься гимнастикой. Но ведь читать можно везде, и усилий это почти не требует, а получить победу — можно. И, поверьте, как поверили наши участники, это будет, возможно, первой, но далеко не последней их жизненной победой. К сожалению, финансово проведение конкурса пока что поддерживает также только Львовский городской совет и немного Львовский областной совет через Главное управление образования. Кстати, с руководителем этого управления Павлом Хобзеем и с директором Львовского института последипломного педагогического образования Романом Шияном мы задумали, пока еще там будет принята государственная программа поддержки чтения, что начнем нашу региональную львовскую, а потом просто распространим ее на другие области, так и получим общенациональную. Действительно, не с бюрократическими же мельницами все время воевать?
Относительно концепции государственной (хотя мне больше нравится — национальной, именно так эти программы называются в различных странах) программы поддержки и развития чтения. За несколько лет мне удалось познакомиться с некоторыми экспертами, которые многие годы занимаются этим вопросом и готовы разработать концепцию и даже целую огромную разветвленную программу с мероприятиями, системой показателей и мониторинга, но боятся, что их работа будет «перемолота» в бюрократических жерновах и сведена к ряду формальных мероприятий, что позволит чиновникам поставить «галочку» и радостно отрапортовать о том, что проблема чтения уже решена. В прошлом году, после моих многочисленных обращений, Кабмин поручил Министерству образования разработать концепцию программы поддержки чтения, что и было сделано (к сожалению, сотрудница Минобразования, которой было поручено это сделать, ничего не знала о наших наработках). Но эта концепция не избежала бдительного глаза чиновников из Минэкономики, Минфина и Минюста, которые, наверное, являются наиболее выдающимися экспертами по вопросам детского чтения, поскольку компетентно заявили, что программа несвоевременная и дублирует существующие (но я категорически могу заявить, что ни одних программ, направленных на поддержку чтения или на развитие так называемой культурной компетенции учеников сейчас не просто нет, они даже не планируются).
Поэтому, если мы не хотим дальше жить под диктатом государственных чиновников, которые будут навязывать свои излюбленные бюрократические процедуры и убеждать общественность, что вопрос не может быть решен, потому что в их иерархии нет субъекта, который бы его сформулировал, а голоса извне не доносятся до их башни, я предлагаю действовать так:
— Вместе с группой экспертов мы формулируем концепцию национальной программы поддержки и развития чтения. Очень надеюсь, что мы найдем для этого поддержку в каком-то из украинских фондов, поскольку нуждаемся и в консультациях иностранных специалистов, и в проведении ряда исследований. Далее мы предлагаем эту концепцию для общественного обсуждения и готовы ее отстаивать, в том числе и перед чиновниками различных уровней. Меня действительно интересуют аргументы тех, кто называет эту проблему несвоевременной или такой, которая может быть решена другими способами. Искренне говоря, аргумент может быть только один: мы не хотим внедрения программы поддержки чтения, поскольку понимаем, что с повышением культурной компетентности, для чего и внедряется программа, шансы государственных чиновников различных уровней вводить людей в заблуждение и имитировать активную деятельность сведутся к минимуму.
Я верю, что после открытого обсуждения программа должна быть принята, и мне безразлично, будет внедряться она на государственном или на региональных уровнях. Главное, чтобы это движение началось. Хотя бы потому, чтобы наши дети, когда вырастут, чувствовали себя равными не только среди жителей США, Великобритании, Германии, Австралии или Кореи, где эти программы действуют давно, а и среди россиян, китайцев и казахов, где их только начали внедрять, но уже видят определенный прогресс. Те, кто с детства привыкнут читать, будут делать это на протяжении жизни. Другие — останутся в стороне.