Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алексей Ботвинов: Скоро об Одесской опере будут говорить в Европе

Известный пианист стал художественным руководителем
29 сентября, 1996 - 20:25

Последние 15 лет живший за границей и выступавший на престижных сценах мира, ныне Алексей свою творческую деятельность переносит на Родину. Ботвинов инициировал Всеукраинский тур «Визуальная реальность музыки», а недавно в Киеве на Софийской площади состоялся гранд-концерт с его участием. А еще музыкант совмещает творческую и административную деятельность, возглавив Одесский национальный академический театр оперы и балета в качестве ее худрука. Алексей убежден, что классическая музыка очень важна в плане культуры и духовности, ведь она — значительно большее, чем просто эстетическое наслаждение для избранных. «Это мощнейший защитный организм для общества — защиты от вирусов агрессии, страха, ненависти, нетерпимости. Я уверен, что в нашем обществе сейчас она необходима, как никогда». 29 сентября в Одесской филармонии состоялся юбилейный вечер, посвященный 25-летию творческой деятельности пианиста.

— Кстати, в Европе юбилеи как таковые очень редко празднуют. Допустим, там отмечали 200-е исполнение «Гольдберг-вариаций» Баха — это был мой своеобразный творческий этап. Вечер в Одессе будет мероприятием ностальгического характера, потому что я начинал в Одессе, и это мой родной город и город, куда я вернулся, став художественным руководителем Одесской оперы. Уже полтора месяца я этим театром очень-очень плотно занимаюсь. Неофициально я начал заниматься с начала августа, потому что меня просто попросили помочь, а потом уже предложили пост худрука. Это очень ответственная и творчески интересная работа — стратегия развития театра.

— Ныне занимаюсь привлечением интересных режиссеров из разных стран, чтобы новые постановки театра стали высочайшего, мирового уровня.

— Есть ли у вас какие-то конкретные задумки?

— В феврале у нас состоится премьера оперы-балета Виталия Губаренко «Вий», которую поставит Анатолий Соловьяненко. Это будет современное действо с элементами театра-хора, а по жанру — триллер со спецэффектами, то есть мы покажем оперу в современном стиле. В мае пригласим зрителей на оперу Пуччини «Турандот». Ее поставит один из самых востребованных сегодня европейских режиссеров поколения сорокалетних Кристиан фон Гетц. Мы ставим очень высокие задачи — хотим сделать такую Одесскую оперу такой, чтобы спектакли театра можно было бы повезти в Европу, а также планируем поехать на гастроли в Японию и Испанию.

— «Турандот» будет не совсем классической постановкой?

— Но это и не будет радикальный авангард. В такой эстетике, как ее предлагает режиссер, еще ничего в Украине не делали. Год назад на Эдинбургском фестивале Кристиан фон Гетц поставил оперу Рихарда Штрауса «Каприччо», и это стало сенсацией. Ныне эту оперу можно увидеть в интернете — очень впечатляет, просто потрясающе. Это именно то, как я понимаю современную оперу, — нечто очень эмоциональное, что вообще свойственно опере, но вместе с тем визуально очень интересное, яркое, с сочетанием юмора. Я верю, наш спектакль тоже не оставит зрителей равнодушными.

В наших планах есть еще один интересный проект. В декабре 2010 года покажем одесситам «Дон Жуан» Моцарта, который поставит выдающийся кинорежиссер Кшиштоф Занусси. На днях я с ним общался в Варшаве, предложив два варианта. У Занусси очень интересная концепция, он хочет поставить нечто метафизическое. Это будет не просто история Дон Жуана, его ответственности и расплаты за свои грехи, а постановка об общечеловеческих ценностях.

Не забываем мы и любителей балета. Для детей в ноябре покажем «Айболит» на музыку Нино Рота, который ставит киевский хореограф Алла Рубина, а в декабре — «Нуриев навсегда» представит взрослым зрителям классическую и современную хореографию. У меня уже есть договоренность со знаменитым российским балетмейстером Юрием Григоровичем о постановке «Спартака» А.Хачятуряна. Один из ведущих европейских хореографов Хайнц Шперли поставит в нашем театре «Сон в летнюю ночь». Мы хотим привлечь лучших европейских балетмейстеров к сотрудничеству с нашим коллективом.

— В работе худруком вам пригодится опыт работы в Цюрихской опере?

— Я хорошо знаю, как работают театры в Европе. Наблюдал взлет Цюрихского оперного театра в течение 13 лет — от провинциального до одного из лучших в Европе. И я прекрасно знаю, что можно сделать для того, чтобы поднять наш театр. И если нам не будут мешать, то за пару лет мы поднимем Одесскую оперу до таких высот, что о ней будут восторженно говорить зрители и критики разных стран. Вот такие очень амбициозные, но реальные у меня планы.

— Когда месяц назад вы сказали, что основной вектор своей деятельности будете переводить на Украину, то подразумевали работу в Одесской опере?

— Тогда я еще не имел в виду Одесскую оперу, но сейчас, на данный момент, получилось так, что я практически три четверти своего времени занимался именно Одесской оперой, поскольку это очень сложно и включает много составляющих — и творческих, и финансовых и т.д.

ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТУРА

— Вы организовали благотворительный просветительский тур. Скажите, насколько для вас важно быть признанным на Родине, имея мировую славу?

— Практически 15 лет я здесь, в Украине, не играл (только изредка выступал в своем родном городе Одессе). В тот период считал, что наша публика не готова для серьезных культурных проектов, а работать по старинке мне было неинтересно. Ныне ситуация изменилась, и мне очень хочется, чтобы и на Родине обо мне знала публика так, как знает в Европе.

— Концерт на Софийской площади прошел с огромным успехом, и многие киевляне и гости нашей столицы до сих пор под впечатлением вашего выступления. Скажите, когда аплодировали почти пять тысяч слушателей, что вы испытывали?

— Это, наверное, самая большая эмоциональная награда. Ощущение как очень значительного для меня события. Первый концерт тура прошел в Одессе. Там была более камерная обстановка, а в Киеве площадь просто гигантская. И играл я иначе, исходя из места, где это происходило. Мы с продюсером Романом Топиловым рассчитывали, что если будет три тысячи слушателей, то будет замечательно, а пришло более четырех с половиной тысяч. Это колоссальный успех.

Кстати, следующий концерт состоится в ноябре в Донецке. В осенне-зимний период проведем мультимедиапрограмму в закрытых залах. Есть у нас задумки организации необычных площадок, а летом проведем пять-шесть открытых концертов на открытом воздухе.

— В октябре ваш авторский проект «Визуальная реальность музыки» услышат и увидят в Москве. Он будет продолжаться дальше в России?

— Думаю, что да. Недавно я вернулся из Москвы, и там действительно к нему большой интерес. Надеюсь, что будет продолжение и в других российских городах.

— Вы отмечали, что концерты в России, ваши совместные с Михаилом Казиником просветительские проекты, финансируются Российским государством.

— На данный момент — да.

— И, в то же время, инициированный Всеукраинский тур — полностью спонсорский. Была ли какая-то реакция наших государственных структур после вашего концерта на Софийской площади?

— Чиновники промолчали, но нас радует положительная реакция публики, музыковедов, представителей СМИ. С 18 по 20 сентября мы с Михаилом Казиником провели два концерта в Белой Церкви. Мы работаем там, где нас поддерживают. Недавно сделали запись на российском радио. А в Москве транслируется наша еженедельная программа, которая идет больше года и будет продолжаться как минимум два с половиной года. Также начался показ новой серии телевизионных фильмов на канале ТВЦ. Это уже третий музыкальный проект. Он называется «Свободный полет». Несмотря на кризис и что много урезали в культурных программах, наш проект финансируют. В России понимают, что просветительская деятельность очень важна, а у нас в Украине на этот вопрос внимания мало обращают. Я убежден, что в первую очередь государство должно поддерживать просветительские проекты, основная цель которых — воздействие на общество, на молодежь, а не связанные с политической конъюнктурой сегодняшнего момента (то, что часто у нас происходит) или направленные непосредственно на прибыль для зарабатывания денег.

«МОЙ ДОМ — ОДЕССА»

— Алексей, какой вы «без фрака», ходите ли на концерты коллег?

— В последнее время не часто, так как катастрофически не хватает времени. Кстати, всегда очень интересовал театр — драматический и оперный в первую очередь. Раньше, если имел возможность, обязательно ходил на какую-то театральную постановку. Узнал о том, что с Оперным театром Валенсии (Испания) сотрудничает группа видеохудожников. Они в этом году поставили «Борис Годунов» Мусоргского, в прошлом году — части Вагнера «Кольцо нибелунга». Хочу обязательно посмотреть. А в Венском драматическом театре Burgtheater поставили «Фауст», используя четыре экрана как декорации. Это тоже нужно посмотреть.

— Кто ваши друзья? Есть ли среди них известные люди?

— В первую очередь это круг одесских друзей, среди них известный капитан команды КВН, юморист Валерий Хайт, дирижер Михаил Юровский из Берлина. Кстати, в последний год мне стало очень интересно общаться с банкирами, у которых можно почерпнуть много интересного относительно того, как функционирует, например, экономика...

— Расскажите о ваших родителях.

— Родители живут в Одессе (мой родной отец умер), у меня мама и отчим. Мать — Вера Александровна Беляева — пианистка, концертмейстер, много лет преподает в консерватории. Отчим — тенор Анатолий Иванович Дуда.

— С чем у вас ассоциируется слово «дом»?

— Я — человек мира. Но мой дом — Одесса. Город, где родился, где рядом плещется море. Сейчас я живу по такому маршруту: Одесса — Цюрих, а не наоборот.

Валентина ПАЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ