Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Андрей Остапенко раскрывает секреты

С 10 по 16 декабря в Национальной филармонии Украины пройдет IV Международный фестиваль гитарной музыки «Киев-2007»
7 декабря, 1996 - 19:01

Впервые в его рамках состоится Конкурс гитаристов. Об этом начинании, а также новых тенденциях в популярном искусстве и «секретах» гитаристов — наша беседа с известным украинским музыкантом, автором проекта и художественным руководителем фестиваля Андреем Остапенко.

— Подано 28 заявок, конкурс проходит в три тура, а общая его протяженность — без малого неделя. Может, стоило провести его компактней?

— У нас каждый день распланирован. Ежедневно будут проходить сольные концерты членов жюри. Музыканту нужно перед этим хотя бы пару часов отдохнуть — особенно если он сидит на прослушиваниях с утра. Из-за временной протяженности фестиваля увеличиваются наши расходы. Призовой фонд конкурса пока невелик (1,5 тысячи евро — первая премия), зато каждого из трех лауреатов ожидает «творческий бонус» — участие в гитарном абонементе Национальной филармонии следующего сезона. Также для победителей у нас будут специальные призы от спонсоров.

— Какова география участников конкурса?

— Россия, Украина, Польша и Австрия. У нас нет разделения на возрастные категории. Единственное ограничение для конкурсантов — до 35 лет. В программе обязательные сочинения достаточно сложные, консерваторского уровня. Хотя мне рассказывали, что в оргкомитет звонил 13-летний мальчик, который хотел принять участие в конкурсе. Ему сказали, что если он справится с обязательной программой, то пусть выступает.

— Гитарные посиделки во дворах, увы, удел прошлых десятилетий, а как ныне складываются отношения с гитарой у молодых, которые решили стать профессиональными музыкантами?

— То, что сегодня во дворах ребята не играют — отнюдь не показатель. Мы же говорим об академической гитаре, а она ныне является популярным инструментом. Например, по сравнению с народными инструментами занимает лидирующие позиции по набору в музыкальных школах. А по стоимости обучения поднимается до уровня фортепиано — самого «элитного» инструмента. У нас в одном только Вышгороде (Киевской обл.) — 90 гитаристов, а каждый преподаватель имеет по 2—3 ставки (в школу берут только самых одаренных детей). К сожалению, массовость гитары потом «сбивает на лету» прием в музыкальное училище и консерваторию. Так, у нас в училище им. Глиера на гитару выделяется только 2—3 места, а в НМАУ — только одно. Этот феномен объясняется традициями, заложенными еще в послевоенное время, когда приоритет отдавался домре, баяну, бандуре — народным инструментам. Мне кажется разумным путь, которым идет Львовская консерватория, где четыре года назад открыли экспериментальную кафедру гитары. Помимо прочего, гитаристы там имеют возможность гораздо глубже, детальнее изучать музыку.

Многие музыковеды считают первопроходцем, эталоном исполнительского гитарного искусства начала XX века Андреса Сеговию. Хотя в то время было очень много концертирующих гитаристов, о которых теперь многие вспоминают лишь как о композиторах. Те же Августин Барриос, Федерико Морено-Тарроба, Эйтор Вилла-Лобос — известный даже детям по его «Бразильской бахиане».

Кстати, у Вилла-Лобоса с Сеговией был один прецедент. Композитор написал 12 этюдов для гитары, которые отправил Сеговии для ознакомления, и получил их обратно с пометкой, что играть это невозможно. Через некоторое время на одном из светских приемов в Париже (где присутствовал и Сеговия), Вилла-Лобос взял гитару и сам исполнил злосчастные этюды. После такого веского аргумента исполнителю пришлось снова попросить ноты и признать, что это исполняемо.

— Андрей, а вам в подобные ситуации приходилось попадать?

— Среди нынешних композиторов мало кто профессионально владеет гитарой. Я года два методично просил написать гитарный концерт Анатолия Золкина. Он согласился лишь при условии, что я ему буду помогать. Из аккорда мне иногда приходилось оставлять два-три звука. У нас даже до конфликтов доходило. Но результат получился великолепный. Естественно, первая ассоциация с гитарой у композиторов — Испания, и в музыке это сразу чувствуется. У Николая Стецюна, например, появился «Испанский концерт». Теперь оба сочинения — Золкина и Стецюна — входят в список предлагаемых сочинений третьего тура нашего конкурса. Партии и клавиры расположены на конкурсном сайте.

— В программе фестиваля заявлена интересная лекция харьковчанина Владимира Доценко «Исполнительский анализ сочинений Лео Брауэра»...

— Брауэр — живой классик, исполнитель, дирижер. На Кубе есть конкурс его имени. Пока для нас в финансовом плане накладно привезти этого гитариста-виртуоза. Я как-то приглашал приехать в Киев Мануэля Барруэко — это известнейшее имя в гитарной музыке. Но стандартный гонорар этого музыканта — 10 тыс. евро, в Киеве он соглашался выступить за 8,5 тысяч, но и эта сумма оказалась нереальной для филармонии. Знаете, часто образ исполнителя портит его менеджер. Начинает ставить условия, которые исполнитель никогда бы не выдвинул. Так, год назад мы до самого конца не были уверены, что состоится концерт великого итальянского гитариста Аниелло Дезидерио. От нас требовали пятизвездочный отель, открытый счет в ресторане, рамки-металлоискатели в фойе... А когда прибыл Дезидерио в Украину, то он оказался человеком без претензий, не требующим к себе повышенного внимания...

— Как правило, большой популярностью на гитарных фестивалях пользуются выставки музыкальных инструментов. Будет ли в этот раз?

— Раньше, при дефиците в Украине качественных гитар, главной задачей музыкантов было играть громко. Громкость давалась с большим треском, и такой уровень культуры исполнения не давал возможности вслушиваться в красоту музыки. Сейчас гитара активно развивается, и выставки той же Yamaha позволяют приобрести пристойные инструменты на любой вкус — от 600 гривен до 3000 евро. Инструменты подороже зарубежные фирмы к нам пока завозить не спешат. Они боятся, что не будет спроса. В этом году в музыкальном салоне филармонии пройдет выставка инструментов мастера Дитера Хопфа. Его гитарами часто увлекаются коллекционеры. Один и них не так давно купил сразу два его инструмента — за 8 и 10 тысяч евро.

— Существует ли среди украинских коллекционеров увлечение старинными гитарами — по аналогии со скрипками?

— У нас нет — это связано с финансами. А в мире — да. Но не скажу, что старинные инструменты априори звучат лучше. Современные технологии часто позволяют достичь большего качества, по сравнению с которым даже мастера середины прошлого века звучат куда беднее.

— В представлении любителей музыки гитара часто ассоциируется с фламенко. На академических гитаристов этот стиль оказывает влияние?

— Играть фламенко пробуют все гитаристы, а хорошо получается у немногих. В Украине есть клуб «Фламенко», свои апологеты жанра. Но вряд ли в каком-нибудь нашем учебном заведении в скором времени появится класс фламенко. Не думаю, что кто-то пойдет учиться к украинскому исполнителю. Да и наш фестиваль задумывался как форум академической гитары.

— Хорошей традицией фестиваля являются мастер-классы. Будут ли они проводиться сейчас?

— В этом году они пройдут 15 и 16 декабря (вход для публики бесплатный), а филармония берется предоставить хороших переводчиков. Некоторые педагоги из областей заранее занимают места, садятся под специальным углом, внимательно слушают, конспектируют — особенно того, что касается постановки и звукоизвлечения. Хотя стандарт мастер-класса — 45 минут, но у нас занятия длятся, как правило, полтора часа... Зарубежные музыканты в легком шоке от нашего нотного фонда — в основном это советские издания с массой ошибок. И пол-урока может уйти только на их исправление. В Украине острый дефицит учебных пособий и методической литературы. В отличие, например, от России: на первый наш фестиваль из Москвы приезжал главный редактор журнала «Гитарист», который издается раз в квартал, с хорошими нотными и аудио приложениями...

К сожалению, у наших студентов часто недостает даже элементарной культуры подготовки к мастер-классу. Как правило, на урок приходят с произведением в лучшем случае двухнедельной давности и ждут от преподавателя, что сейчас будет сделано нечто, от чего все сразу зазвучит и заиграет. В прошлом году итальянец Паоло Пегораро (человек деликатный, с огромным опытом преподавания) весь урок посвятил ногтям ученика. Он сидел и затачивал его четыре пальца, рассказывал, как правильно за ногтями гитаристу нужно ухаживать. Только после того как он придал им нужную форму, у студента кардинально изменился звук...

— Вот мы и добрались до главного «секрета» гитариста — это его ногти?

— Ногти для гитариста — почти 90% успеха. Можно прозаниматься целый год, и весь концерт полетит насмарку, если хотя бы на одном ногте появится какая-то зацепка. Чтобы нарастить один поврежденный ноготь, требуется два месяца. И при этом невозможно играть. Когда у меня накануне ответственного концерта с оркестром сорвался ноготь, я поехал в один киевский салон. Там практикуется отличное современное средство — акриловое наращивание. Порошок соединяют со специальным раствором и наносят на ноготь. Через три минуты образуется идеальная, прочная поверхность, и можно играть хоть 24 часа в сутки.

— Так может, стоит жить с акрилом?

— Для этого нужно иметь очень хороший достаток, чтобы каждые две недели обновлять покрытие. Да и свои, родные ногти все-таки дают куда более красивый тембр.

Роман ЮСИПЕЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ