О том, что в Одессе есть киностудия, знают, наверное, все, кто читает нашу газету. О том, какие фильмы снимались в разные годы на старейшей в стране кинофабрике, наверняка в курсе синефилы: это любимые всеми — «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера и «Чародеи» Константина Бромберга, «Ар-хи-ме-ды!» Александра Павловского и «Дежавю» Юлиуша Махульского, «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и «Городской романс» Петра Тодоровского. Многие ленты начинавшего свою карьеру в Одессе, бывшего друга Украины Станислава Говорухина — «Вертикаль», «В поисках капитана Гранта», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Десять негритят». Практически все картины классика украинского кино Киры Муратовой — «Среди серых камней», «Второстепенные люди», «Астенический синдром» и другие. Список можно продолжать. Впечатляет, не правда ли?
А вот о том, как и чем живет сегодня «королевство грез» на Французском бульваре, 33 в Одессе, думаю, мало кто даст вразумительный ответ. Именно поэтому я и напросилась на встречу с председателем правления ЧАО «Одесская киностудия» (а попросту — директором студии) Андреем Зверевым именно в его владениях. Чтобы не только услышать, насколько верны слухи об упадке и запустении на процветавшем когда-то кинопредприятии, но и увидеть, что там происходит, своими глазами.
«ТОЧКАUA» — БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ ВОЗРОЖДАЮЩЕЙСЯ СТУДИИ
— Андрей, в средствах массовой информации, на телевидении достаточно бурно муссируются последнее время вопросы отечественного кинематографа — его финансирования (или практического отсутствия оного), возрождения национального кино, свежей крови, которую необходимо вливать в эту сферу производства, чтобы добиться реальных результатов, и так далее. Но чаще всего разговор крутится вокруг Национальной киностудии имени Александра Довженко, иногда — рикошетом — вспоминается «Укркинохроника», частные предприятия. А вот об Одесской кинофабрике почти ничего не известно. Давайте восстановим справедливость: быть или не быть киностудии в Одессе, учитывая сложную экономическую ситуацию в целом в Украине?
— Честно говоря, впервые переступив порог этого предприятия (шел июнь 2012-го), я даже не сразу понял, что это и есть знаменитая Одесская киностудия! Ее состояние было весьма плачевным. Стал вникать в дела: долги по зарплате, по налогам, по коммунальным платежам. Собственно, именно эти проблемы и подвигли акционера предприятия Сергея Алексеевича Таруту назначить меня антикризисным управляющим студией. Ведь ему в то время приходилось содержать киностудию в полном объеме — выплачивать заработную плату сотрудникам, погашать долги по коммунальным платежам, счетам за электроэнергию, газ, не получая никакой прибыли. Что неправильно по определению, поскольку кинопроизводство — это бизнес, и инвестор, вкладывая в него деньги, должен зарабатывать. Ничего подобного не происходило. Одесская киностудия уже многие годы являлась постоянным отягощением — чтобы содержать ее, приходилось вынимать деньги из другого бизнеса. И Сергей Алексеевич направил меня в Одессу, чтобы понять, возможно ли здесь, в принципе, что-то сделать. Он очень бережно относится к киностудии, и это не пустой звук. В прессу постоянно вбрасывалась провокативная мантра: мол, частный акционер, уничтожит предприятие, построит в таком замечательном месте какую-нибудь коммерческую недвижимость. На самом деле, Таруте ничего не мешало сделать такой шаг еще десять лет назад. Однако этого не случилось.
— Когда вы пришли на студию, здесь снималось кино?
— Последний фильм, который был снят на деньги, полученные от Госкино, «ТочкаUA». Киностудия начинала производить его в 2006 году, а в 2008-м съемки приостановили, поскольку студия находилась в системном кризисе, — есть такое четкое экономическое понятие.
— Кризис, из которого можно и не выбраться?
— Совершенно верно. Посудите сами: мой предшественник (при доходности предприятия в 2 400 000 гривен) брал в долг 1500 000, обязуясь вернуть эти деньги через месяц! Для чего это делалось?.. Предположить можно разное.
Когда я начал разбираться в создавшейся ситуации, логика подсказала: если уж киностудия — полугосударственное предприятие, для того, чтобы спасти его, следует обратиться за поддержкой к самому государству. Тем более что оно декларирует свою заинтересованность в развитии отечественного кинематографа. Естественно, я поехал в Киев просить помощи. На что мне ответили: «Все замечательно, но за Одесской студией числится фильм «Кохати чи жити» (рабочее название «ТочкиUA»), на который были выделены деньги еще в 2006 году.Он не снят и не сдан. И потому, кроме уже известных долгов, за вами — три с половиной миллиона гривен за незавершенную картину. Либо вы сдаете фильм (что в тот момент казалось мне нереальным!), либо возвращаете деньги. И тогда будем говорить о поддержке».
Картину мы доделали, что стало нашим боевым крещением. Двери в Госкино были открыты. Мы с коллегами проанализировали реальное положение дел на студии и поняли, что на тот момент самая серьезная проблема была даже не в разрушенных павильонах и технике, находящейся практически в нерабочем состоянии, а в отсутствии профессионалов.
Конечно, на Одесской киностудии работают гениальные, потрясающие, люди, заслуженные кинематографисты — Кира Георгиевна Муратова, Вилен Захарович Новак, Вадим Васильевич Костроменко. Они — наша гордость. Мы привлекаем их к творческому процессу как экспертов, консультантов. Но годы дают о себе знать, и активно снимать кино они, очевидно, уже не смогут. А профессионалы среднего возраста нашли себе применение в тех местах, где реально идет кинопроизводство. В Киеве, Москве, вплоть до Голливуда. «Наши люди в Голливуде» — это не поговорка для Одесской киностудии. Это — реальность. Не просто украинские, а именно одесские корни есть у многих звезд мирового экрана — Сидни Поллака, Вупи Голдберг, Девида Копперфильда, Сильвестра Сталлоне, Кирка Дугласа, Леонардо ДиКаприо, Стивена Спилберга, Сержа Гейнсбура. Богата на таланты земля одесская, как видите.
И я выстроил логическую цепочку: в первую очередь восстановить инфраструктуру — реанимировать деятельность киностудии как рентал-площадку (rental — с англ. — аренда. Авт.), чтобы (сейчас я говорю очень важные слова!) иметь возможность обеспечивать производство фильмов сторонним кинопроизводителям.
— То есть начать элементарно зарабатывать деньги?
— Да. И таким образом стартовать. А все заработанные средства инвестировать в развитие предприятия. Я полагал, что подобные действия станут толчком для восстановления жизнедеятельности студии. И не ошибся.
Первым делом мы занялись реконструкцией павильонов, приобретением техники. Обновили маркетинговую политику — начинали элементарно с создания сайта Одесской киностудии. Вскоре появились первые результаты — мы получили серьезные заказы зарубежья. Ни для кого не секрет, что раньше наша студия обеспечивала съемки российских производителей (это было до событий на Майдане), и еще в 2013 году в Одессе работал Никита Михалков, вернулся сюда и Станислав Говорухин. Причем уже после того, как публично заявлял, что Одесская киностудия — кладбище, которое никогда не возродится. Но, тем не менее, два года назад его ученики отсняли здесь два серьезных проекта. Другое дело, последующие высказывания Говорухина по поводу Украины... Не буду сейчас обсуждать его поведение — это веяние времени и политики России.
Однако действия одного человека (в данном случае — меня) ничего не значат в кинопроизводстве. Кино — коллективный продукт. Коллеги в меня поверили, поняв, — прекратилось растаскивание студии. В определенный момент мы сплотились, увидев свет в конце тоннеля. Регулярно собирались и обсуждали стратегические задачи, планировали, в каком направлении киностудия должна двигаться.
«АННА — КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ» ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНЦА
— Какой сегодня штат на студии?
— 86 человек.
— Если вы утверждаете, что чувствуется нехватка профессионалов, не задумывались над тем, чтобы пригласить ярких, умеющих рисковать, режиссеров, операторов, сценаристов со стороны, — из других городов, может быть, даже стран?
— Не торопитесь. Мне хочется, чтобы картина происходящего сегодня на Одесской киностудии, была четкой и понятной для тех, кто болеет за судьбу отечественного кинематографа.
Итак, первым шагом, как я уже сказал, было восстановление инфраструктуры студии. Вторым — техническое обеспечение. У нас уже есть очень хорошее осветительное оборудование компании Arri. Камеры — серьезные, дорогие, но немного устаревшие, к сожалению, на сегодняшний день. Потому что они пленочные, а, как известно, в настоящее время фильмы, в основном, снимают цифровой техникой. Отремонтированы павильоны — все это способствует созданию современного кинопродукта. В штатном режиме работают транспортный цех, хромокейная, новая малая тон-студия. Прекрасно функционирует большое тон-ателье. Костюмерный и реквизиторский цеха бережно хранят уникальные коллекции костюмов и реквизита.
Нам удалось также объединить под флагом киностудии многие «ренталы», которые на основе генподряда дают возможность полностью обеспечивать всем необходимым съемочную группу.
Третий шаг — люди. Профессионалы, которые могут снимать качественное современное кино. Мы сделали ставку на новые имена. Отобрали 11 заявок на съемки короткометражных фильмов и в 2013 году презентовали их на питчинге в Госкино. Однако не получили ни копейки... А если бы эти кинематографисты тогда сняли свои дебюты, глядишь, уже были бы открыты реальные таланты. Ведь основная функция государства — давать возможность молодым проявлять себя?
На следующий год мы пошли другим путем. Подали на рассмотрение всего две заявки, но уже полнометражных фильмов. Один — Вадима Костроменко «Анна — королева Франции»...
— Если мне не изменяет память, нечто подобное уже было. «Ярославна, королева Франции» режиссера Игоря Масленникова...
— (Улыбается.) Все, что делает сегодня Одесская киностудия, не прямолинейно. Мы решили взглянуть на историю глазами современника XXI века. Показать, что Украина определилась с евронаправленностью не в 2014 году на Майдане, а веками раньше. Ярослав Мудрый потому и носит такое имя, что уже в средневековье смотрел в сторону Европы, думал об объединении с европейцами. И выдал свою дочь замуж за короля Франции, что привело к взаимопроникновению двух великих культур.
Второй фильм — украинская сказка. Жанр, который также сегодня находится в забвении. Но ведь если мы хотим патриотически воспитывать подрастающее поколение, нужно снимать для него адресное кино. Однако и на сей раз денег мы не получили.
Не отчаялись — решили действовать следующим образом: сформировать несколько съемочных групп, которые покажут, на что способны в коротком метре. Это будет их стартом для производства более серьезных работ: через сериалы — к полнометражным проектам.
А вот сейчас, наконец, мы подошли к четвертому этапу выведения киностудии из кризиса. Это собственное кинопроизводство. Сегодня мы своими силами снимаем кино, которое, на мой взгляд, станет визитной карточкой Одесской киностудии. И хотя я киевлянин (не всем повезло родиться в Одессе), очень люблю этот город, и за годы работы в нем стал считать себя немного одесситом. Поэтому — конечно же! — мы делаем картину о зарождении Одессы. Потрясающем городе, уникальность которого, по моему мнению, в том, что его строили разные народы. Французы, итальянцы, швейцарцы, немцы, турки, украинцы, представители других народностей. Сочетание всех этих культур и делает Одессу столь успешно торговой, веселой, творческой.
Это исторический фильм (его рабочее название «Память солнца»). 1789 год. По сути, в то время Одессы еще и не было как таковой. Но поскольку город находится на той же параллели, что и французский Бордо, на землю обетованную уже потянулись люди из разных стран мира. Их привлекала возможность заняться...
— Рискну предположить — виноделием?..
— Конечно. Для меня это звучит символично, поскольку виноградная лоза — олицетворение некой природной силы, что пробивает себе путь даже из каменистой почвы. Виноград всегда тянется к солнцу.
— Вы снимаете за свои деньги, я правильно поняла?
— Совершенно верно. Мы пошли ва-банк. Чтобы снизить риски, изначально позиционировали данный проект как телевизионный. Это телесериал, уже есть договоренность с одним из национальных телеканалов о восьми сериях (такой формат в настоящее время наиболее востребован на телерынке).
— Телеканал, предполагаю, «1+1»?
— (Уклончиво улыбается.)...
— Хорошо, сохраним интригу, чтобы не сглазить. Но кто из актеров занят в телесериале, можно узнать?
— Данный проект мы снимаем на украинском языке. Потому задействованы в нем исключительно наши актеры. Основной состав — из Одесского украинского музыкально-драматического театра. Замечательные артисты!
Факт съемки телесериала собственными силами — первый реальный результат возрождения Одесской киностудии. Это то, о чем давно мечтал весь ее преданный (без преувеличения) коллектив.
«ДРУЖБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ КИНОФОРУМОМ — СЕГОДНЯ, КОПРОДУКЦИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ — ЗАВТРА»
— В июле в Одессе стартует с каждым годом набирающий баллы среди профессионалов и зрителей VI Международный кинофестиваль. В первые годы его проведения, знаю, у сотрудников киностудии были определенные претензии и обиды по отношению к организаторам феста, которые якобы, игнорировали студию. Как развиваются ваши отношения сегодня?
— До моего прихода, действительно, никакого взаимодействия между нами не было. Одесская киностудия являлась абсолютно закрытым предприятием, и, по большому счету, не нужно было, чтобы гости видели, что здесь происходит. С 2012 года она начала преображаться визуально, и сразу же кинофестиваль стал проводить на студии профессиональные питчинги, мастер-классы всемирно известных кинематографистов. Ведь есть фасадное лицо любого кинофорума: это — красные дорожки, премьерные показы фильмов. А существует еще и рабочий процесс, который теперь происходит и в наших стенах. Здесь живет кино.
— Вы — киевлянин, ваша семья сейчас в столице, и совершенно очевидно, что рано или поздно вернетесь в родной город. Ставили перед собой некий рубикон, после которого сможете без зазрения совести передать Одесскую киностудию преемнику?
— Рубиконом было собственное кинопроизводство. В настоящий момент уже существует, как минимум, одна полностью сформированная киногруппа, которая может снимать качественное кино.
Кроме того, горжусь, что мы создали образовательный цикл мастер-классов «Уроки мастерства», проводим экскурсионные программы. Арт-центр имени Веры Холодной (восстановлен первый павильон) «звучит» голосами Алексея Горбунова, Аллана Харриса, Бенни Бенака. Здесь же проходят театральные постановки, конкурсы, кинопремьеры.
27 декабря 2014 года с успехом презентовали документальную ленту «Александр Довженко: Одесский рассвет», приуроченную к 120-летию режиссера. Фильм получил грант Президента Украины и является частью кросс-медийного проекта Константина Коновалова. Это совместное производство Одесской киностудии и продюсерского центра «Инсайт Медиа». А в феврале нынешнего года закончили снимать за средства студии игровую короткометражную картину по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Господин Рай». Режиссер Олег Карпенко. Как продюсер, я надеюсь на успешную фестивальную и прокатную историю фильма. Но оценить качество продукта может только зритель. Так что, время покажет.
Однако по своей натуре я — мечтатель, сколь ни парадоксально звучит подобное заявление. И сегодня ставлю перед собой новые задачи.
На киностудии работают подготовительные курсы Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого. Моей очередной целью было привлечь к преподаванию на них самую серьезную, уважаемую профессуру. И мы это сделали.
Мечтаю наладить взаимное сотрудничество студии с западными кинопроизводителями. Снимать собственные фильмы в копродукции с зарубежными партнерами. Уже идут переговоры с французскими кинематографистами по поводу их участия в проекте «Анна — королева Франции». Зондируем почву для работы с турками и поляками. Жизнь, как говорится, налаживается... (Улыбается.)
«КИНО — ЭТО КОНГЛОМЕРАТ БИЗНЕСА И ТВОРЧЕСТВА»
— Чем планируете заняться по возвращении в Киев?
— Пока о возвращении речь не идет. Кино — прогрессирующий вирус. Мне очень нравится работать в этой сфере. Да я бы и не пришел на киностудию из абсолютно другого бизнеса, если бы искренне не любил кино. А когда на твоих глазах из разрозненных сцен, на которых ты присутствовал во время съемок, возникает живой сюжет — это магия! Грешен, но я очарован им. Потому и дальнейшие свои жизненные планы вижу хотя бы рядом с кино. И, конечно же, ставлю очередную цель — научиться хорошо продюсировать фильмы. Эта профессия ведь заключается не только в нахождении средств, но и в организации процесса кинопроизводства, и в продаже продукта. Если некоторые рассматривают кино как абсолютное творчество, я — как конгломерат между творчеством и бизнесом. Это очень важно. Если от кино нет дохода, оно сродни home video. Так быть не должно.
— Кстати, а какие фильмы нравятся лично вам? Назовите три любые картины, которые произвели на вас сильное впечатление.
— (Задумывается.) Сложный вопрос. Если навскидку, не задумываясь, то: «Адвокат дьявола», «Запах женщины», «Мне бы в небо».
— У вас хороший вкус. Желаю, чтобы еще при вашем руководстве продукция Одесской киностудии хотя бы немного приблизилась по силе эмоций и качеству к таким эталонным картинам.
— Будем стараться. Город и его история, биография киностудии, одесситы с их сумасшедшей харизмой вселяют веру, что когда-нибудь так и случится.