Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анна Ахматова и Киев

Исполнилось 120 лет со дня рождения знаменитой поэтессы
24 июня, 2009 - 19:37
АННА АХМАТОВА / ФОТО ИЗ АРХИВА

В 1906—1907 годах Анна Ахматова-Горенко училась в Киевской Фундуклеевской гимназии, в 1908—1909 гг. — на юридическом факультете Высших женских курсов. В Киеве она начала свою «Киевскую тетрадь», много ее стихотворений посвящено нашему городу.

Николай Гумилев называл ее колдуньей (Анна была его подругой детства). «25 апреля 1910 года я вышла замуж за Гумилева, — писала будущая поэтесса. — Венчались мы за Днепром, в сельской церкви. В тот же день Уточкин летел над Киевом, и я впервые видела самолет. Шаферами были Владимир Эльснер и [И.О.] Аксенов». После свадьбы молодые двинутся в Париж, потом на север Италии, и Киев в судьбе теперь уже Ахматовой (этот псевдоним утвердился за поэтессой в 1910 году) остается далеко позади. Однако ее творческий путь начался все-таки именно в этом городе.

Как же А. Ахматова оказалась в Киеве? Следует заметить, что Украина вообще не была для нее чужой: здесь были ее семейные корни. В Киев же она приехала в 1906 году. Поселилась у своей кузины Марии Александровны Змунчилла, несколько лет (1906—1910 гг.) проживала в ее семье в доме № 7, расположенном на уютной улочке Меринговской (нынче — ул. Заньковецкой). Здесь закончила последний класс Фундуклеевской гимназии, с большим интересом и желанием поступила на юридический факультет Высших женских курсов, но изучение юридических дисциплин не оправдало ее надежд и курсы Анна оставила...

В 60-х годах поэтесса решила упорядочить отдельный киевский цикл стихотворений, о чем свидетельствует ее запись: «Из «Киевской тетради» 1909 года сделать «Предвечерья»». «Предвечерья» — это этап, предшествующий первому сборнику поэзии Ахматовой «Вечер» (1912). В этом сборнике есть стихотворения с пометкой «Киев». С нашим городом связаны поэзии «У кладбища», «Направо пылил пустырь». В Киеве было написано стихотворение «На руке его много блестящих колец...», с которого начался творческий путь Анны Ахматовой: это первое печатное произведение поэтессы (еще за подписью Анна Горенко) появилось в русском журнале «Сириус» (№ 2 за 1907 год), который издавался в Париже.

В поэзии «Сжала тебя золотистым овалом...» автор обращается к киевской художнице Александре Экстер. «С Киевом связано немало событий в моей жизни. В 1918—1919 годах там существовала художественная школа В. Экстер, «левой» художницы... Среди учениц Экстер была восемнадцатилетняя девушка Люба Козинцева». (Люба Козинцева — будущая жена Ильи Эренбурга).

В 1914 году был опубликован ряд стихотворений Ахматовой, написанных в Киеве: «Стал мне реже снится, слава богу...», «Моей сестре», «Подошла к сосновому лесу» (последняя поэзия навеяна впечатлениями от пребывания Ахматовой в 1914 году в Дарнице, у матери). После нескольких лет жизни в Киеве Ахматова почти все время жила в Петербурге, но и после 1910 года не раз возвращалась в места юности — в Киев и на Подолье, где в Слобидке-Шелехивской (теперь — Хмельницкая область) было небольшое имение ее деда. Здесь открыт музей Ахматовой и установлен ей памятник.

Память о киевском периоде жизни поэтессы хранит изыскано выполненная мемориальная доска на доме стиля модерн по улице Заньковецкой, 7.

К 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в Петербурге, в садовом флигеле Шереметьевского дворца (Фонтанный дом, где Ахматова жила со середины 20-х до 1952 года) недавно открыт музей поэтессы.

Одна из комнат, где Ахматова жила два с половиной года (1938—1941 гг.), мало похожа на жилище поэта: в ней нет рукописей, книжек. Дело в том, что много рукописей, предварительно прочитав их кому-нибудь из близких, Ахматова сжигала. Сама она писала, что в нее «весьма неинтеллигентная комната — книжек не видно: они в комоде — и вот в сундуке». Всю свою жизнь она дарила книжки, но были у нее «вечные спутники»: Библия, Данте, Шекспир, Пушкин. Икона казанской Божией Матери поддерживала ее в страшные годы, давала силы жить и творить. И еще ее вечным спутником был рисунок Модильяни, единственный, сохранившийся из тех шестнадцати ее портретов, которые выполнили художники в Париже. Встреча и общение этих двух великих талантов — это отдельная интересная страница творческого пути поэтессы...

Светлана МУШТЕНКО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ