Фестивальная карта Украины пополнилась мультикультурным арт-проектом — впервые состоялся Национальный художественный фестиваль «Кропивницкий 2017». Жители Кропивницкого радостно принимали звезд и известные коллективы со всей Украины.
Он проходил под слоганом — «Культура во время испытаний». Собственно, одна из сверхзадач фестиваля — утвердить такой ребрендинг, чтобы большой город ассоциировался у его жителей и туристов с образом «отца-основателя украинского театра», как критика называла Марка Лукича Кропивницкого, то есть с национальными культурными ценностями.
По всему городу можно было увидеть плакаты, на которых креативный и современный пан Кропивницкий «встречал» гостей феста в разных жанрах: в маске, приглашая на театральную программу, в наушниках — послушать музыку, с ирокезом — пойти на рок-концерт, за камерой — посмотреть киноленты... Именно так символично и остроумно фестиваль обозначил перевоплощение Кировограда в город Кропивницкий. Это было настоящее сценическое перевоплощение (все, как завещали великие корифеи), именно этим был задан тон и настроение, именно так были обозначены правила игры. А за ними — все пространство форума было организовано и скомпоновано таким образом, чтобы гости «Кропивницкий-2017» увидели качественный, отборный и богатый художественный «культпродукт» отечественного производства.
Успех такого мощного контента, конечно же, в подборе кураторов. Креативный директор фестиваля Сергей Проскурня пригласил к сотрудничеству современных, свободно мыслящих специалистов. В итоге получили современный фестиваль и сделали серьезную заявку на перспективу. И, даже указали направление на осовременивание города, которое благодаря форуму могло бы закрасить свои инфраструктурные белые пятна и надеяться на появление еще одного качественного туристического маршрута внутри Украины, как это уже случилось с Одессой и Львовом.
Как подчеркивают организаторы, «Кропивницкий-2017» — метафизическое, сценическое путешествие с хутора Надежда (родового символа гениев украинской сцены в 20 км от города) — в пространство надежд, ведь третье тысячелетие подарило именно надежду на обновление украинского театра, его интеграцию в европейский театральный контекст.
Театральные проекты Павла Арье, Андрея Билоуса, Ростислава Держипильского, Станислава Жиркова, Евгения Курмана, Юрия Одинокого, Александра Онищенко, Раду Поклитару, Богдана Ревкевича, Владислава Троицкого, Ивана Уривского, Ярослава Федоришина потрясли публику до глубины души. Кажется, весь город говорил о них, писал в соцсетях, обсуждал в маршрутках. Горожан сразило мощным прологом фестиваля — драмой-реквиемом «Нація» Держипильского, «накрыло» «художественным потрясением года» на опере-реквиеме «IYOV» Троицкого, «порвало» на камерном «Украденім щасті» Уривского, ошеломило на «Славі героям» Жиркова. Аншлаги были даже под дождем на уличных шоу Львовского театра «Воскресіння». Катарсистические слезы публики на спектакле по поэме «Катерина» Шевченко, на «Загадкових варіаціях» в виртуозно-блестящем исполнении Алексея Вертинского и Станислава Боклана, на «Бабі Прісі..» с буквально сокрушительной по напряжению эмоций Еленой Галл-Савальской, безумный прием труппы «Київ модерн-балету» Раду Поклитару с одноактовками «Жінки в ре мінорі» и «Вгору по річці» и, наконец, ошеломляющий финал — «Три товарища» (постановка Юрия Одинокого из репертуара Национального театра им. И. Франко, где главную роль исполняет Евгений Нищук).
По мнению куратора музыкальной программы Любови Морозовой: «Новая украинская музыка открыта к стилевым и межжанровым взаимодействиям, ей больше не подходит ярлык «академической» культуры — она оказывает сопротивление любой герметизации». Это было проиллюстрировано в шести концертах, в частности, в интердисциплинарном перформансе Театра танца Black O! Range Dance Production, этно-театра «Дивина» из Донецка и афро-драмеров из группы AFRIKAN или в концерте «Перехрестя культур» Львовского COLLEGIUM MUSICUM при участии поэта Тараса Демко и текстах Станислава Лема или в импрезе дуэта DUO SONORO (скрипка и фортепиано), что объединили произведения нынешнего юбиляра Валентина Сильвестрова с его младшими современниками — Богданом Сегиным, Сергеем Пилютиковым, Максимом Коломийцем, Золтаном Алмаши.
Литературная программа фестиваля (куратор — Дмитрий Лазуткин) продемонстрировала своеобразный словесный портрет (19 авторов) — как художественного ландшафта современной Украины, так и его отдельных ярких явлений от дебютанток Елены Герасимьюк и Эллы Евтушенко до лауреата Шевченковской премии по литературе Анатолия Кичинского, поэта и волонтера Сергея Злючего, поэта-сатирика Артема Полежаки и, даже, Сергея Жадана.
Куратор программы визуального искусства Алиса Ложкина сделала акцент на пространственных объектах, инсталляциях, а также перфомансах, что превратили Коваливский парк в сверхсовременный объект скульптуры и искусства европейского уровня с помощью таких художников как Виктор Сидоренко, Степан Рябченко, Мария Куликовская, Алексей Сай, Антон Логов, Олекса Фурдяк, Ута Кильтер и Владимир Уманенко.
Популярное кино передало эстафету истории, философии и сверхсовременному байопику: «Правила бою» Алексея Шапарева, документально-игровой «Дві сім’ї» Сергея Маслобойщикова о семьях Тобилевичей и Тарковских, «Земля» А.Довженко под музыку Дахи-Брахи, уже легендарный «Тарас Шевченко. IDентифікація» собственно Сергея Проскурни и «МІФ» Леонида Кантера о жизни и гибели Василя Слипака.
Думается, что Кропивницкий, оценил бы и масштаб, и лайн-ап, и реакцию, и влияние, и все месседжи, и все подтексты фестиваля имени себя.
Сергей Проскурня, креативный директор фестиваля: «Активность инициатора фестиваля депутата Александра Горбунова является очень полезным примером для многих парламентариев, которые недооценивают формообразовательную роль культуры в развитии городов и регионов. Как известно, фестиваль «Сентябрьские самоцветы» начинался как фестиваль театрального любительского искусства. Нужно было ждать целых 30 лет, чтобы фестиваль развился до рамок национального и чтобы величайшие артисты и режиссеры считали честью принимать участие в нем. Сейчас он будет проводиться уже в 47-ой раз. Но академические и национальные театры стали принимать участие в нем, начиная с 30-го. А «Кропивницкий-2017» был первым и сразу достиг высокого уровня, потому что сработала невероятная востребованность публики (умного электората) к высокому искусству. Программа была создана так, что интерес к фестивалю был у всех возрастных категорий. И одно из его достижений, что можно уже констатировать, — это успех у молодежи, для которой Кропивницкий перестает быть грустным строгим дедушкой из школьной хрестоматии».