На 31-м Московском кинофестивале фильм Киры Муратовой отметило ФИПРЕССИ и Международная федерация киноклубов, основное же жюри — подчеркнуто проигнорировало.
Обладатели первых наград стали известны еще днем в воскресенье; в явные лидеры вышел украинский фильм. «Мелодию для шарманки» великого отечественного режиссера Киры Муратовой отметили и жюри ФИПРЕССИ, и Международная федерация киноклубов — последняя вручила приз «За колючий взгляд» с формулировкой «За бескомпромиссное художественное воплощение трагедии тотального равнодушия». Приз российской критики за лучший фильм конкурсной программы достался итальянской картине «Как велит Бог» (реж. Габриэле Сальваторес), в параллельном конкурсе «Перспективы» российские критики отметили «Событие» россиянина Андрея Эшпая. Специальное упоминание и диплом получил «Пропавший без вести» (реж. Ноа Бушел, США). Наконец, газета «Коммерсантъ» дало свой приз в своем роде уникальному мультфильму — русско-японскому рисованному боевику про пионеров-героев «Первый отряд» (реж. Ёсихару Асино).
Впрочем, когда вечером дошел черед до решений основного жюри, стало ясно, что на ММКФ целиком и полностью восторжествовала одобренная свыше идеология, являющая собой дремучую смесь ностальгии по СССР (проще говоря, «совку») и патриотически-православного шовинизма. Информационные агентства приводят фразу председателя жюри Павла Лунгина, больше похожую на попытку то ли извиниться, то ли оправдаться: «Фестиваль был неровный, фестиваль был тяжелый, что говорит о некотором кризисе. Фильмы были разные, были очень хорошие и не очень. Но мы с судейской коллегией жили дружно, у нас было взаимопонимание и решения принимались единодушно». Основной конкурс действительно неровный (и это еще мягко сказано), но какие таинственные силы заставили жюри вручить свой спецприз посредственному, если не сказать бездарному «Чуду» известного массовика-затейника от кинематографа Александра Прошкина — остается загадкой. Впрочем, когда объявили обладателя, а также гран-при «Золотой Георгий» — советский киногламур «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, на счету которого также такие произведения, как сериал «Штрафбат» и скабрезная киноподелка «Маленький гигант большого секса» — логика действий жюри, равно как и организаторов фестиваля, прояснилась окончательно. Даже приз за лучшую мужскую роль (Владимир Ильин в явно неудачной «Палате номер шесть» Карена Шахназарова) на этом фоне выглядел не столь постыдно. Конечно, стремление поддерживать свой национальный кинематограф любой ценой, даже за счет художественного уровня этого кинематографа — сомнительно, но хотя бы понятно. Но проведение государственно и партийно одобренной линии в таком не терпящем казенщины деле, как кинофестиваль — это уже просто выходит за рамки всякого приличия. Муратову основное жюри подчеркнуто проигнорировало — очевидно, сказалась как личная неприязнь со стороны менее одаренных режиссеров наподобие Лунгина (очень уместно тут прозвучал комментарий Ренаты Литвиновой, снявшейся в эпизодической роли в «Мелодии для шарманки»: «Кира никогда не получала никаких особых призов в отличие от других менее великих режиссеров»), так и предвзятое отношение к стране-производителю. «Мелодии для шарманки» дали утешительный приз — наградили Елену Костюк за лучшее исполнение женской роли. «Георгий» за режиссуру присудили мексиканскому режиссеру Мариано Ченильо за фильм «5 дней без Норы», в «Перспективах» отметили грузинскую ленту «Зона конфликта» (режиссер — Вано Бурдулия). Впрочем, невзирая на решения тех или иных жюри, фильм Муратовой не перестал быть сильнейшим как на фестивале, так и в целом на пространстве бывшего СССР из снятых за последний год.
31-й Московский кинофестиваль завершился премьерой гангстерской драмы «Джонни Д.» (оригинальное название — «Враг общества»), снятой известным американским режиссером Майклом Манном по мотивам биографии знаменитого налетчика 30-х годов Джона Диллинджера; главную роль сыграл Джонни Депп. В ближайших номерах «День» расскажет более подробно о кинофестивале и об отдельных картинах, показанных на нем.