Ночь закрытии киевского «Арсенале» началась с анархистов. Несколько ребят перед входом в «Мистецький Арсенал» раздавали листовки с призывами противостоять «блоку капитала и бюрократии» и размахивали черными и красно-черными флагами. Это действительно радовало: ведь за рубежом любое большое культурное событие, в частности то же Венецианское биеннале (тоже проходить в местном Арсенале), обязательно сопровождается акциями протеста левых. Поэтому у нас теперь полностью в европейском духе есть свое Биеннале и свои анархисты, чтобы его пикетировать.
В то же время, с пикетом за воротами, на летней сцене Арсенала, бюрократы и капиталисты раздавали награды. Первого международного биеннале. Лауреатом Премии Arsenaleawards в номинации «За весомый вклад в развитие современного искусства» с денежным обеспечением 20000 долларов стала британская художница Филлида Барлоу. Зрительская аудитория через голосование в интернете и непосредственно в «Арсенале» отдала предпочтение сразу трeм художникам — японкам Яeи Кусами и Чигару Шиоти , а также Сонг Донгу из Китая (всем досталось по 5000).
В номинации «Открытие Арсенале» лауреатами достаточно неожиданно названы двое украинских художников, ветеранов живописи, давно уже открытые и публикой, и критикой, — Мыкола Малишко и Андрей Сагайдаковский (они разделили 15000 долларов, прилагавшиеся к награде). Ещe три отечественных художника — Александр Чекменeв, Сергей Петлюк, Гамлет Зинькивский — получили поощрительные дипломы.
Во время церемонии куратор главного проекта «Арсенале» Дэвид Эллиот отметил: «Награждение Филлиды Барлоу является высокой оценкой еe работы, созданной специально для Киева, ведь она приехала в Украину, увидела замечательное пространство Арсенала и его окружающую среду и отреагировала на это своим способом, построив непревзойдeнную инсталляцию».
Собственно, произведение Барлоу, напоминает строительную площадку — с лесами, разбросанными здесь и там мешками и остатками бетонных и деревянных конструкций, — действительно по-своему отражает состояние непрерывного ремонта и перестройки, которое господствует, и, очевидно, ещe долго будет господствовать в «Арсенале».
Остальные отмеченные работы более изысканные. Несколько лауреатов — при всей их непохожести — объединяла склонность к планированию пространства, которое поглощало бы зрителя визуально и эмоционально. Так, атмосфера причудливого и тревожного сновидения присуща «После сна» (2011) японки Чигару Шиоти. Зал заполнен протянутыми во всех направлениях чeрными нитями, для зрителей оставлен только узкий проход; в глубине этой паутины висит несколько длинных белых платьев: работа настолько эффектна, насколько и страшновата; хаос выхода из глубин сна на поверхность дневного сознания, равно как и угрожающие парадоксы человеческой памяти чувствуются здесь почти на ощупь.
Поглощающий, определенным образом даже гипнотический интерьер выстроила Яeи Кусами — живое предание японского и мирового экспериментального искусства. Посетители вроде бы попадали в загробный мир, захваченный божьими коровками: комбинация красных стен, потолка, пола с разбросанными чeрными кругами и застывшими на поверхностях красными «пузырьками» производили действительно сильное впечатление.
С другой стороны, «Мудрость бедных» Сонг Донга (2005—2012, Китай) более масштабна, но, в то же время, подчеркнуто материальна. Донг за основу для работы взял хлам, который его мать накапливала десятилетиями, начиная ещe со времeн Мао. Скомпоновав эти старые газеты и кровати, зеркала и тумбочки да ещe множество изношенных предметов, которые в быту почти не замечаешь, он выстроил отдельный мир, сама антиэстетичность которого является отдельным стилем — по-своему поэтическим и инфернальным в то же время.
Украинцы работают в более скромном регистре. Гамлет Зинкивский (Харьков) всегда стремится рассказать историю в любых работах, его творчество подчеркнуто нарративно. «В одиночестве» — это большое панно из рисунков и надписей, сделанных шариковой ручкой на одинаковых листах бумаги, дневник, где внутреннее и внешнее почти неразличимы, и даже грамматические ошибки и банальность являются органическими в смешном и грустном жизнеописании.
Фотографиям Александра Чекменeва (Луганск-Киев) из цикла «Победители» так же присуща повествовательность, правда, иного пошиба. Автор фотографирует украинских ветеранов Второй мировой войны, одетых в парадные мундиры, с полными наборами наград на груди, откровенно позирующими, но в их небогатых квартирах, среди далеко не праздничного быта. Контраст между блеском наград и полузабытьeм и бедностью — лишь верхний слой. Объектив Чекменeва выхватывает так же множество чрезвычайно ярких, характерных подробностей жизни «Победителей». Смешная картинка на стене, банка молока на столе, «тропические» фотообои, ряд кукурузных початков за спиной... Чекменeв даeт этим людям то, что не способны дать никакие политики, чиновники, а также менее чувствительные фотографы (журналисты, писатели и тому подобное) — уважение. Без впадания в сантименты, он показывает их жизнь объeмно, с еe горькими и светлыми сторонами; в этих портретах — достоинство и юмор, не унижение и не снисходительность.
Итоги «Арсенале» нельзя назвать неожиданными. Главная и приятная неожиданность в том, что оно состоялось. Будет ли второе биеннале в Киеве и каким оно будет — зависит от вышеупомянутых бюрократов, которые должны его организовать, капиталистов, которые должны дать на него деньги, и на художников, которые, будем надеяться, создадут в следующие два года достаточно талантливых работ.
Фото Константина ГРИШИНА, «День»