Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Автопортрет в декорациях

13 апреля Мария Левитская, главный художник Национальной оперы отметит день рождения, а юбилейная выставка, которую подготовила художница, перенесена из-за карантина...
10 апреля, 2020 - 12:09
«В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕ ТРАДИЦИИ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ, И ЭТО НАШ« КОНЕК », КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ВЫСОКО ЦЕНИТСЯ В МИРЕ. ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ КОСТЮМ — МАЛЕНЬКИЙ ШЕДЕВР», — ГОВОРИТ ЛЕВИТСКАЯ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

Аплодисменты — неотъемлемая часть театра. Это реакция публики на то, что для нее делают артисты на сцене. А бывает, только занавес поднимается, и через несколько секунд безмолвного созерцания зал восторженно взрывается аплодисментами в честь работы художника, оформившего спектакль. Поэтому немалая доля успеха спектакля принадлежит именно художнику. В театре это одна из самых творческих профессий. Фантазия, изобретательность, пространственное мышление, а также невероятная стрессоустойчивость и работоспособность — те качества, которыми должен обладать человек, занимающийся этим делом. Тесно и плодотворно работая с режиссером, художник может воплотить в жизнь самую смелую и безумную идею, становясь не просто исполнителем, а соавтором спектакля.

Мария Сергеевна Левитская с 1989 года, возглавляет художественный цех Национальной оперы Украины, оформив за это время почти пятьдесят спектаклей! При этом она успевает оформлять постановки в других музыкальных и драматических театрах Украины и зарубежных. Ее художественной руке подвластны станковая живопись, графика, батик, лучшие образцы которых были представлены на множестве вернисажей, и не только на родине, но и в Японии, Канаде, Польше, Израиле.

«РОДИЛАСЬ С КИСТЬЮ В РУКЕ»

Можно сказать, что Левитская «родилась с кистью в руке», воспитывалась в театрально-художественный семьи. Ее прабабушка, Анна Егорова, была киноактрисой. Дружила с Николаем Лысенко. Бабушка, Елена Борилолли, которая ее воспитывала до шести лет, тоже была актрисой, в свое время училась в студии Брониславы Нежинской. В ее библиотеке были книги и дневники хореографа Михаила Фокина, которые Мария листала с детства. Мама, Ирина Левитская, — известная художница, от которой и передался тяга к живописи. Встреча на открытии музея Театра имени И. Франко, который вместе с коллегами создавала мама, с Даниилом Лидером, который в то время был там главным художником, привела тогдашнюю ученицу Киевского художественного училища на путь театрального художника. Его ученицей Мария Сергеевна стала задолго до поступления в институт. Был еще один человек, который сыграл в ее судьбе, еще с детства, огромную роль, — это выдающийся художник Федор Нирод, — друг семьи, неформальный учитель, безусловный вдохновитель и советчик. «Его любовь к музыкальному театру, изящество манеры, культура рисунка очень сильно повлияли на мое сознание, — рассказывает Мария Левитская. — Уже позже, когда наши дороги пересеклись в столичной опере, так получилось, что мы однажды сдавали худсовету свои эскизы: он — к своей последней «Хованщине», я — к «Лючии ди Ламмермур». Ему понравился один мой эскиз, и могу с гордостью сказать, что последние двадцать лет, до самой его смерти, он висел над кроватью Федора Федоровича. Его возглас «Как ты тонко почувствовала музыку», по сути, является наивысшей оценкой работы художника-сценографа музыкального театра».

ЧУВСТВОВАТЬ СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Театральный художник придумывает декорации, костюмы, подбирает мебель, предметы для интерьера сцены, создавая сценическое пространство, разрабатывает эскизы и макеты декораций, продумывает и реализует художественное решение спектакля. Работа театрального художника — сложное и не всегда благодарное дело. Мало быть просто хорошим художником, мало уметь оперировать цветом и формой. Надо еще прекрасно разбираться в стилях разных эпох, чувствовать сценическое пространство, театральную перспективу, досконально знать технику театра, принципы режиссерского и артистического мастерства, специфику вокальной и танцевальной физиологии. Но все это — знание и мастерство — лишь отдельные составляющие, которые должны быть нанизаны на какой-то основной стержень. Для художника музыкального театра — это безусловное ощущение музыки, наряду с историческим фоном диктует свою специфическую орнаментику, соотношение цветов.

ОПЕРА «БОГЕМА» ДЖ. ПУЧЧИНИ — ПОСЛЕДНЯЯ СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ТЕАТРА И ИТАЛЬЯНСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ, ГДЕ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ВЫСТУПИЛА, КАК СЦЕНОГРАФ И АВТОР КОСТЮМОВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРОЙ

 

В современном оперно-балетном театре все чаще и грубее нарушается принцип историзма, привязки к либретто, месту и времени действия произведения. Академический театр пытается удерживать классические позиции при постановках, не прибегая к архаике, но идя в ногу со временем, должен реагировать на вызовы, привлекать современную публику, деликатно делать актуальные редакции в связи с внедрением новых, интерактивных, технологий в сценографию.  Театр сегодня переживает серьезные изменения. Он все больше требует специалистов, которые могут создавать виртуальные декорации, а не рисовать их красками. Поэтому содержание деятельности театрального художника серьезно меняется по мере развития технологий. В техническом арсенале Национальной оперы Украины до недавнего времени такие технологии имели не такой уж большой объем. Но Мария Левитская всегда пыталась использовать все новинки, придумывала собственные хитрости, когда сочетание объемно-пространственно-живописных работ старого времени с новыми технологиями давали интересные эффекты. Неудивительно, что оформление новой постановки оперы «Богема», премьера которой состоялась в ноябре прошлого года, доверили именно ей. Нынешняя постановка кардинально отличается от предыдущей: в сценографическом оформлении использованы современные технологии — проекторы, которые создают объемную картинку, позволяющую видеть сразу два плана, потому что опера изобилует закулисными моментами действия. К тому же герои оперы стали более современными. Действие перенесли на 100 лет вперед, из середины XIX века в 50-е годы ХХ с целью сделать события «Богемы» более живыми, приблизить героев к настоящему. Готовя костюмы для постановки, Мария Левитская руководствовалась тем, что элементы моды 50-х годов именно сейчас возвращаются. Более актуальная одежда диктует и более непринужденную пластику исполнителей, раскованность движений, жестов героев. Таким образом театр привлекает как можно больше молодежи к опере.

В 2016 вышла книга Марии Левитской «Музи и музыка мого театру», или «Автопортрет у декораціях». Это не просто художественный альбом, в котором сконцентрировано многогранное творчество художницы; это еще и очень деликатный и интересный дневник художника, рассказ человека как наследника великих традиций, как создателя собственного художественного стиля в театре, кино, изобразительном искусстве.

Мария Сергеевна — неутомимый, бескомпромиссный, иногда жесткий, но всегда благодарный руководитель колоссального художественного цеха театра. «От меня зависит внешний вид спектакля, — убеждена Левитская. — Но при воплощении своих идей я завишу от каждого исполнителя. Если один из тридцати работников сцены неправильно совместит декорации, грандиозное станет смешным, логически обоснованное — ерундой. Если посчитать всех, кто работает над оформлением спектакля — а это и художники-декораторы, и бутафоры, и пошивочный цех, и осветители, то наберется не менее двухсот человек. Каждый из них работает хорошо, в меру своих сил и возможностей, каждому благодарна, потому что эти люди просто подставляют плечо, и груз становится подъемным. Я снимаю перед ними шляпу. Мы давно работаем вместе и всегда что-то изобретаем, прислушиваясь друг к другу. Мы все — единомышленники! «...

«НЕ УПУСТИТЕ ЭТО ВРЕМЯ»

«Все, что происходит в нашей жизни, дается нам для чего-то, — утверждает М.Левитская, — и именно сейчас у всех нас появилась, пусть вынужденная, но от этого не менее уникальная возможность творить».

11 апреля должна была открыться персональная выставка живописи, эскизов костюмов и декораций художницы, но планам не суждено было сбыться.

Что для Марии Сергеевны отнюдь не означает остановить работу.

«Очень люблю цитату из старого фильма «Золушка», — рассказывает художница. — Там король спрашивает у учителя танцев: «А что же нам теперь делать?» И тот отвечает: «Танцевать». Да, танцевать, петь, рисовать, изучать иностранные языки, писать книги, да хоть вышивать крестиком — сейчас есть много времени для любого творчества, самообразования, самосовершенствования. Не упустите это время!»

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ