Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аж 100 Змееборцев!

Во Львове хранится древнейшая икона конного святого Юрия
24 мая, 2018 - 10:45

Недавно Львов отпраздновал свой 762-й день рождения. Напомним, отмечают именины города Льва в преддверие и в день святого Юрия Змееборца, которого считают покровителем Львова, что, очевидно, вызвало в это праздничное для Львова время особое любопытство и львовян, и гостей города к фигуре юного, безбородого римского воина, эталона рыцарства и победителя дракона, христианского святого и мученика.

Не буду пересказывать легенды о Юрии — их, при желании, легко можно найти. Вместо этого сосредоточусь на его изображениях в иконографии, а их во Львове есть и есть. Например, в Национальном музее им. Андрея Шептицкого, где хранится более 100 изображений Юрия. Об этом «Дню» рассказала заведующая отделом древнеукраинского искусства Мария ГЕЛИТОВИЧ и предложила экскурсию по нескольким залам, чтобы показать, как менялся в разные века образ святого в иконописании.

Прежде всего ученый показывает икону XIV века из церкви собора Иоакима и Анны в Станиле, что около Дрогобыча, отмечая, что этот образ — настоящая визитка Национального музея. «И это самая древняя икона конного Юрия Змееборца, которая сохранилась в Украине, — говорит Мария Гелитович. —  Образ попал к нам из музея Богословской академии в 1939 году. А в Богословскую академию его в 1932-м передал отец Петр Микилита».

Икона принадлежит к хрестоматийным памятникам в истории украинского искусства, а библиография его насчитывает десятки позиций, что вызвано не только древностью произведения, но и, прежде всего, его высокими художественными качествами. Икона едва ли не лучше всего представляет художественно-образные особенности украинской иконописи византийской традиции. Отличается это произведение и чрезвычайной выразительностью композиции и лаконичностью высказывания, а само изображение святого Юрия, на черном коне, является редкостным.

«Победа добра над злом, четкий фон, контрасты темного и светлого... Видно, что иконописец был очень высокого уровня. Мастер прецизионно передает даже мельчайшие детали, а вместе все воспринимается очень монументально, лаконично, выразительно. Даже, присмотритесь, есть гвозди на подковках...» — говорит Мария Гелитович. И добавляет, что икона прекрасно сохранилась: — вот «такие были в XIV веке высокие технологии».

Относительно автора, то он неизвестен. В конце концов, это привычная ситуация для древних образов, так как считалось, что все они написаны под воздействием Святого Духа. Следовательно, автором был Святой Дух — вдохновение Божье. Поэтому иконопись анонимна вплоть до XVI века. Но, отмечает ученый, все украинские иконы XІV—XV веков происходят из территории Западной Украины — Лемковщины и Бойковщины.

А далее Мария Гелитович показывает икону начала ХVІ века из села Дальова в юго-восточной части Польши (из Лемковщины). На ней изображено освобождение царевны от лютого змея, и это в житии святого Юрия — наибольшее чудо. «Воин  появился тогда, когда город переживал нападение дракона, который ежегодно требовал в жертву сыновей и дочерей, иначе уничтожит целый город. Когда дошла очередь до царской семьи, появился всадник, который победил змея. Конь у Юрия — белый, и далее у нас в сборнике нет ни одного его черного коня. На иконе есть три клейма с изображениями мученичества: колесование, распиливание при столбе и усекновение головы... На этой иконе нет такой динамики, как на предыдущей, потому что здесь видим, что воину Бог помогает: есть сегмент неба и рука Бога Отца, которая благословляет Юрия на победу. Поэтому, наверное, ему и не было так тяжело победить, потому что Бог помогал».

Переходим к изображению Змееборца начала ХVІ века из села Ступница, что на Дрогобиччине. «Это готика, — говорит музейщик. —  Город, пересечение востока — запада, и здесь — совсем другая трактовка Юрия. Он — с мечом, а копье поломано в теле трехглавого змея. Стены, много персонажей, наблюдающих за битвой, воины в средневековых доспехах...  И Юрий в полный рост — он  здесь только воин, а не всадник».

Также, уже в другом зале, смотрим на бароккового Змееборца из Волыни. Икона датирована 1683 годом и по происхождению из села Михновка Каминь-Каширского района. А еще рассматриваем образ, датированный 1624 годом, из Чорткова на Лемковщине.

Есть в сборнике и икона из собора Святого Юра авторства одного из самых известных мастеров конца XVIII — первой трети XIX века Луки Долинского. «Выполнена на доске. И, скорее, похожа не на икону, а на картину религиозного содержания, — рассказывает Мария Гелитович. —  На ней — вполне светский образ, и если бы не едва заметный нимб над головой, то Юрия можно бы было трактовать как рыцаря, который освобождает невесту-царевну от лютого змея. Конь показан с совершенно другого ракурса — не так, как в других иконах, даже XVII века.  Половина картины — это огромная пещера со смертельно раненным змеем. Обратите внимание и на изображение царевны, которая выглядит очень чопорно, а образ ее  прописан в мельчайших деталях. На втором плане — люди, наблюдающие за поединком, и здания, и все это — очень реалистично».

Сборник Змееборцев в Национальном музее дополняет небольшая скульптура святого Юрия авторства мировой славы Мастера, представителя позднего барокко и рококо Иоанна Георгия Пинзеля, датированная, вероятно, началом второй половины XVII века. «К сожалению, эта композиция понесла большие потери. В частности, у Юрия нет руки, — говорит Мария Гелитович. — Но видим очень хорошую пластику, игру света и тени... Композиция динамична. Очень убедительный дракон с раскрытой зубастой пастью...  Конь вздыбился над чудовищем... И это, наверное, одна из лучших работ Пинзеля».

Напоследок стоит отметить, что в целом фонды музея насчитывают более 150 000 единиц сохранения, представляя вековые традиции развития украинской культуры. Предметом особой гордости является полнейшая в Украине коллекция сакрального искусства XII—XVIII веков. А наиболее многогранно в сборнике представлена икона XIV—XVIII веков.

Татьяна КОЗЫРЄВА, Львов. Фото Андрея КУБЯКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ