Программа концерта состояла из номеров балетов, поставленных хореографом (Анико Юрьевна умерла год назад 16 ноября на 56-м году жизни после длительной болезни). Артисты исполняли фрагменты из спектаклей «Дама с камелиями», «Венский вальс», «Юлий Цезарь», «El sombrero de tres picos», «Снежная королева». А еще премьеры Национальной оперы Анастасия Шевченко и Ян Ваня исполнили адажио из балета «Красавица и чудовище» на музыку Войцеха Киляра, который балетмейстер начала ставить, но не успела закончить.
Анико Рехвиашвили, как руководитель балета, успела проработать в Национальной опере всего шесть лет... При ней балетная труппа театра впервые с 1964 (!) года поехала на гастроли в Париж. Мировая балетная столица встретила наших артистов афишами в парижском метрополитене и на городских автобусах. Зрители 16 раз всецело заполняли зал Театра на Елисейских полях, аплодируя «Щелкунчику». А затем французы уже просили, чтобы в следующий раз Анико приехала с новыми, своими, постановками, а не только с классикой.
Рехвиашвили удалось создать уникальную балетную труппу, с большим количеством талантливых и разнообразных по своему таланту артистов. Она никогда не считала украинский балет ни сестрой, ни дочерью, ни падчерицей какого-то чужого балета. Ведь именно мы дали миру столько ярких имен. Недаром театральные агенты буквально караулили в хореографическом училище и в Академии танца имени Лифаря, чтобы успеть перехватить молодые таланты, заключить контракт и вывезти за границу. Когда Анико Юрьевна только пришла работать в Национальную оперу, на конкурс в труппу театра приходило по 8—6 человек. А в последние годы уже пробовали свои силы полторы сотни танцовщиков. Потому что в театре постоянно ставились новые балеты, и артисты видели свои перспективы.
— Она была очень строгой. Особенно к тем, в ком видела потенциал. Чем лучше она к тебе относилась, тем более требовательной была. Не только на сцене. Следила, как ты ведешь себя в театре, как и где проявляешься в социуме, как даешь интервью и др. Если ты входил в круг тех, кого она считала своими учениками, с кем много работала, все они должны были отвечать ее требованиям», — вспоминает солист балета или, как это правильно называть в театре, премьер Никита СУХОРУКОВ.
ПРЕМЬЕРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ АНАСТАСИЯ ШЕВЧЕНКО И ЯН ВАНЯ НА КОНЦЕРТЕ ИСПОЛНИЛИ АДАЖИО ИЗ БАЛЕТА «КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ» НА МУЗЫКУ ВОЙЦЕХА КИЛЯРА, КОТОРЫЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР НАЧАЛА СТАВИТЬ, НО НЕ УСПЕЛА ЗАКОНЧИТЬ... / ФОТО АЛЕКСАНДРЫ ЗЛУНИЦИНОЙ
За эту требовательность и в то же время материнское отношение балетные артисты боготворили своего балетмейстера. Так, Анастасия Шевченко, которую Анико Рехвиашвили видела своей главной героиней в балете «Дама с камелиями», перед телекамерой не могла сдерживать слезы. Сама же Анико Юрьевна бесконечно в разных интервью рассказывала о своих «балетных детях». Вспомним еще раз ее слова:
«Особенно горжусь тем, что они разные. Поэтому одного можно любить за одно, другого — за другое. Конечно, я люблю Анастасию Шевченко. Это не секрет. Она — моя ученица. У нее удивительная манера исполнения. Безумно живая балерина. А еще Никита Сухоруков. Эти артисты не врут на сцене. Это удивительное свойство. Ведь балет немного эгоистичное искусство. Балерины должны себя «нести» и любить. У Никиты и Насти же хватает силы понимать, что они все это делают ради зрителя.
Я очень люблю наших двух ведущих мастеров Дениса Недака и Яна Ваню. Наверно, за то, что они — воплощение балетного идеала. Настоящие рыцари балета. Вот танцовщики должны быть такими. Какие-то недосягаемые принцы, о которых все мечтают. Они очень красивы.
Мне очень нравится Наталья Лазебникова. Очень умная балерина, которая тонко работает. Вот какую партию ты ей не дашь, исполнит с ювелирной точностью. Потом смотришь и думаешь: ну вот как она догадалась, что ты думал? На нее смотреть одно удовольствие. Кроме невероятной обворожительности, там такое количество ума ... Такая же Таня Лезовая. Очень талантливы Юлия Москаленко, Анна Муромцева. Это тот золотой стратегический запас, который должен быть у каждого театра.
И чем они все мне еще очень нравятся: это поколения длинноногих и длинноруких, красиво сложенных, с располагающей внешностью танцовщиков».
СПРАВКА «Дня»
Анико Рехвиашвили (1963—2019 гг.) окончила хореографическую студию Государственного академического ансамбля танца Украины им. П. П. Вирского (1982), хореографическое отделение Киевского института культуры (1990).
Была организатором, художественным руководителем и балетмейстером балетного театра «Анико балет» (1995). С 1996 года заведовала кафедрой современной классической хореографии Национального университета культуры и искусств.
Среди хореографических постановок Рехвиашвили: «Болеро», «Четыре поцелуя», «Страсть», «Времена года», «Итальянский альбом», «Незаконченная исповедь».
На сцене Национальной оперы Украины поставила балеты: «Венский вальс», «Даниэла», «Дама с камелиями», «Дафнис и Хлоя», «Снежная королева», «Ночи в садах Испании» и «El sombrero de tres picos», «Юлий Цезарь», «Половецкие танцы», балетные сцены в операх «Моисей», «Ярослав Мудрый», «Норма», «Наталка Полтавка», ряд хореографических номеров и танцев для солистов.
А. Рехвиашвили была лауреатом Международного конкурса им. Сержа Лифаря (в 1996 году, третья премия в номинации хореография), а также лауреатом 25-й премии «Киевская пектораль» в номинации «Лучшее пластичное решение спектакля» (балет «Снежная королева»).