Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Баллада о Крутах»

Под таким названием в Национальном театре имени И. Франко черниговцы представили масштабный спектакль
6 февраля, 2018 - 10:10
ФОТО АНАСТАСИИ БИАНКИ

Тот, кто помнит театр советских времен, имеет стойкую идиосинкразию к так называемым «датским» пьесам и спектаклям — всех тех «навстречу...», «по случаю...» и «во исполнение...». Но что скрывать: государство, которое находится в процессе созидания и самопозиционирования, нуждается в четких ценностных ориентирах. Годовщины знаменательных событий собственной, а не навязанной и мифологизированной имперской истории — основательный предлог для актуализации смыслов и расстановки акцентов.

В Черниговский театр имени Т. Шевченко поступил госзаказ на спектакль к 100-летию боя под Крутами. Литературной основой этого масштабного действа, названного «Балладой о Крутах», стало драматургическое произведение Анатолия Покрышня, а участие в нем приняли не только «шевченковцы», но и Молодежка, Театр кукол, Филармония, то есть фактически все самые мощные художественные заведения области (в итоге на сцену вышли более 120 человек).

Организованное режиссером Андреем Бакировым сценическое зрелище по жанру можно определить как «реквием в живых картинах». Его локации — Софийская площадь, Университет Св. Владимира, кабинет Грушевского, штаб в Бахмаче, поле под Крутами и др. Ожидаемо использованы кадры кино- и фотохроники. Общий стиль — лаконично-репортажный (собственно, так и звучит текст А. Покрышня — более «телеграфно», чем живо-разговорно).

Но Бакиров не был бы Бакировым, если бы пошел сугубо по шаблону. В данном случае он реализовал свой любимый образно-содержательный контраст через диаметральные полюса, которые проковывают любовь — и ненависть.

На «полюсе любви» — толпа студентов и гимназистов, которые впервые в жизни надели военную форму, но до сих пор остаются подростками, если не детьми. Здесь и узнаваемость, и отдельная «красочка» каждого в толпе, и лирика, и душевность, и печаль — мы же знаем, что случится с этими ребятами совсем скоро. Похоже, знает и священник, который приходит благословить их на бой и победу (удивительно верный, спокойный и глубокий тон нашел в этой крошечной роли актер Молодежного театра Владимир Банюк).

Второй полюс — словно жестокий, неумолимый Рок — настоящие телеграммы, которые посылались осенью 1917-го, — в начале 1918-го Лениным, Троцким, Антоновым-Овсеенко, Муравьевым. Их текст «бежит» по экрану на бумажных полосках, озвучиваемый бесстрастными, «металлическими» голосами телеграфисток по обе стороны зеркала сцены (Оксана Гребенюк и Наталья Максименко). И от тех телеграмм, от того «пулеметного» их произнесения становится более жутко, чем от всего другого — столько в них спеси, ощущения собственной исключительности, пренебрежения человеческими жизнями и какой-то звериной ярости в адрес «хохлов». Текст А. Покрышня написан, как ни крути, с позиций сегодняшнего дня (поэтому и изобилует слишком прямыми аллюзиями), а это — та реальность, которая говорит сама за себя. Историческая правда. Страшная и однозначная.

Дальше, как можно быстрее дальше от России! — Непроизвольный, но неизбежный вывод из всего увиденного и услышанного. Остальное — уже не рациональные построения, а безграничная печаль, слезы и уважение.

...У меня нет исчерпывающего ответа, нужно ли в ХХІ в. действовать  «в лоб», традиционными средствами «монументальной пропаганды». Но тем курсантам военных лицеев со всей Украины, которые составили подавляющее большинство публики на показе в Киеве (некоторые девочки и мальчики выглядели совсем детьми — как будто украли этот камуфляж у родителей и старших братьев), это действительно нужно. Аудитория, не привычная к сложным, метафорическим сценическим построениям, наверное, лучше всего воспримет простые истины именно таким способом — выраженными просто, прямо и честно. Так, как это сделали черниговцы.

В конечном счете не бывает «датских» спектаклей — бывают неумелые и бездумные постановщики.

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ