Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бархатный баритон, который волновал душу

27 декабря известному актеру Виталию Розстальному исполнилось бы 80 лет
25 декабря, 2016 - 09:01
Фото из архива Национального театра им. И. Франко
Знаковым в творческой судьбе актера стал спектакль «Украдене щастя». На фото: Виталий Розстальный (Михаил) и Лариса Хоролец (Анна)

К юбилею мастера сцены в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины состоялся вечер, в котором приняли участие его коллеги и сын Виталия Григорьевича — Юрий, который продолжил актерскую династию Розстальных.

Конечно, кажется странным — а то даже и несправедливым, что такой крепкий человек, такой казарлюга, каким был Виталий Григорьевич, полгода «не дотянул» до своего 70-летия. Это если измерять человеческую жизнь не Божьим, а нашим, далеким от непогрешимости пониманием того, что справедливо в этом мире, а что нет. С другой стороны, многие могли бы В. Розстальному позавидовать. Особенно его коллеги-актеры, чья творческая судьба сложилась не так ярко.

Между тем, измерять свою жизнь следует не чужим завистливым глазом, а изнутри. То есть, собственным ощущениям успешности, которое не всегда совпадает с успехом внешним. Ощущением счастья — главного мерила цены человеческой жизни. Никто — кроме родных, разве что — не скажет теперь за Розстального, насколько счастливым он себя чувствовал. Хотя есть основания полагать, что он все-таки знал вкус блаженного переживания своего бытия, к которому все так стремятся, и которое, как правило, разменивают на сомнительные удовольствия. Ведь у Виталия Розстального было все, чтобы прекратить обращать внимание на внешние факторы своей жизни и сосредоточиться на ее внутренней составляющей.

Сразу после окончания театрального института им. Карпенко-Карого в 1963 году, где он учился на курсе

М. Верхацкого, ученика Леся Курбаса, молодой актер попал на работу во Львовский театр им. М. Заньковецкой (а до этого он имел счастье жениться на женщине, которую любил, которая ждала его из армии, несмотря на ухаживания других женихов). Пятнадцать лет работы на знаменитой сцене принесли не только роли, славу и любовь публики. К тому же, в 30 лет Виталий Григорьевич начал сниматься в кино, а потом много работать и на радио, что давало возможность раскрыть разные грани своего таланта. Главное же, что дал Львов — сотрудничество со «своим» режиссером, которого актер нашел в лице Сергея Данченко. Он же в конце 1970-х забрал его вместе с Богданом Ступкой, который был одним из основных сценических партнеров Виталия Розстального, в ​​Киев. Едва ли не самым запоминающимся их сценическим дуэтом стала работа в «Украденому щасті», которое Данченко во второй раз поставил на сцене Театра им. И. Франко, где Розстальный играл Михаила, а впоследствии — Вийта, решив, что уже староват для роли рокового любовника. Сколько их было, чужих жизней: Воронцов, Протасов, Часнык, Николай Струг, Воевода, Боцман Кобза, Понтий Пилат, генералы и маршалы, воеводы и гетманы ...

Рассказывая о своем отце, Юрий Розстальный вспоминал как счастливые, так и неприятные мгновения его жизни. К первым, например, относится их семейная любовь к песне — «папа с мамой дуэтом пели постоянно: дома, в машине, в селе». Сын тоже, бывало, пел вместе с ними, аккомпанируя домашнему трио на гитаре. Едва ли не самыми трогательными эпизодами последних лет жизни Виталия Григорьевича была его дружба с внучкой Марьяной, которую, по словам родственников, «любил неистово» и которая «выросла на широких ладонях деда». Напомнив о главной коллизии жизни всех порядочных людей поколения шестидесятников — расхождение между парадной советской идеологией и той правдой жизни, которую актер в юности узнавал в театре от старших коллег, бывших узников ГУЛАГа, — пан Юрий рассказал о том, как его отца пытались завербовать в КГБ. Ссылаясь на то, что Розстальный был сыном боевого офицера и к тому же не был «западенцем-бандеровцем» (родился на Черниговщине), люди в штатском предложили ему информировать их ведомство о настроениях и разговорах коллег. Виталий Григорьевич сексотом быть отказался, поскольку и он сам, и его герои не вяжутся с предательством и подлостью. Он был слишком привередливым к себе самому не только на сцене, но и в жизни. И снисходительным к другим.

На протяжении многих лет В. Г. Розстальный плодотворно сотрудничал с национальным радиовещанием. Им были записаны многочисленные фондовые радиоспектакли, передачи по лучшим образцам национального наследия. Его бархатный баритон волновал души слушателей. Талант и колоссальная работоспособность актера неоднократно привлекали внимание кинематографистов. В послужном списке В. Г. Розстального было немало интересных, неповторимых образов, созданных на самых разных студиях. Для каждого, кто видел В. Г. Розстального на сцене, слышал его голос по радио, встречался в жизни, его имя навсегда останется символом неисчерпаемости, животворности, человечности украинской нации ...ого ім’я назавжди залишиться символом невичерпності, життєдайності, людяності української нації...

Вадим ДЫШКАНТ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ