Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Бас из Полтавщины

Давайте вспомним о Михаиле Швеце
27 ноября, 2009 - 00:00

Село Городище в Чернухинском районе на Полтавщине недавно отпраздновало свое 1100-летие. Отсюда вышло немало талантливых людей: ученых, музыкантов, артистов, певцов. Знаменито это село и мастерами лозоплетения, изделия которых известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

Михаил Федорович Швец родился в 1880 г. в казацкой семье. Музыкальный слух и голос у юноши развился в церковном хоре. Родители всячески содействовали дальнейшему образованию сына и развитию его музыкального таланта. В 1901-1905 гг. Михаил учился в Полтаве, брал уроки пения у педагога Марии Денисенко. В городе в то время протекала довольно разнообразная музыкально-культурная жизнь. Так, большую художественно-просветительскую работу здесь проводило местное отделение Русского музыкального общества. При нем был создан симфонический оркестр, которым дирижировал музыкальный просветитель Дмитрий Ахшарумов. В городе с авторскими концертами выступали Николай Лысенко, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Славилась тогда Полтава и своими хорами, которыми руководили Федор Попадич, Иван Ризенко.

Талантливого юношу позвал к себе Петербург и, по-видимому, без особых трудностей, имея прекрасный голос, он быстро находит здесь себе сцену и покровителей. Учится у известного баритона Станислава Сонни.

С 1909 года Михаил Швец становится солистом оперной труппы Народного дома, который открылся в 1900 году согласно указу Николая II, и был назван в его честь. Это было самое большое из театральных сооружений того времени в Петербурге. Здесь выступали лучшие оркестры и ведущие актеры и музыканты. Спектакли и концерты всегда проходили при переполненном зрительском зале, который вмещал более 2000 зрителей. Его директором тогда был знаменитый тенор, блестящий антрепренер, вокальный педагог Николай Фигнер, обращаясь к которому Леонид Собинов как-то писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже зачерствелые, холодные сердца».

В послереволюционные годы в Народном доме работали различные театры: оперный, марионеток, детский музыкальный театр, а в 1928-м здесь был открыт Ленинградский мюзик-холл.

С первых же лет своей карьеры певца в составе оперной труппы Петербургского народного дома Михаил Швец демонстрировал публике не только свои прекрасные голосовые качества, но и талант драматического актера, который засвидетельствовал его партнер по сцене, впоследствии музыковед Сергей Левик, который в своей книге «Записи оперного певца» писал: «Исполнитель роли Полкана (в опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок») М. Швец владел сильным, но вместе с тем мягким голосом... замечательно держался на сцене. Он остался в памяти, по-видимому, лучшим из виденных мной Полканов».

Оперная труппа Народного дома много гастролировала по городам Украины (Киев, Харьков, Полтава, Одесса, Екатеринослав), России, выезжала в Италию, Швейцарию, Францию, Америку. Михаил Швец успешно исполняет главные партии в операх Семена Гулака-Артемовского («Запорожец за Дунаем»), Александра Бородина («Князь Игорь»), Николая Римского-Корсакова («Золотой петушок»), Михаила Глинки («Иван Сусанин»), Модеста Мусоргского («Борис Годунов»). Особенно любил исполнять певец арию Выборного из оперы Николая Лысенко «Наталка Полтавка».

В репертуаре Михаила Швеца большое место занимала родная украинская песня, с которой родился его талант в певучем полтавском крае. В этот период он записал на грампластинки народные песни «За Сибіром сонце сходить», «Ой не шуми, луже», «Ой Дніпре, мій Дніпре», «У сусіда хата біла», «Ой, що ж то й за ворон» и др.

В 1907 году в Петербурге Михаил Швец записал две популярных песни-дуэта «Де ти бродиш, моя доле» и «Коли розлучаються двоє» с партнером, известным тенором Николаем Большаковым.

Михаил Швец не забывал своих родных мест и приезжал в Городище, встречался с земляками. Пел перед ними, в частности, в имении местного помещика и мецената Владимира Горвица. Хозяйство у него было большое: более десяти кирпичных зданий, конный завод, ипподром, большая оранжерея. Построил больницу, домовую церковь, для росписи которой даже приглашал мастеров из Италии. Воинствующие атеисты разобрали ее в 30-х годах прошлого века. Зимой семья Горвица жила в Петербурге. Здесь у него была трикотажная фабрика, доходной дом почти на пятьдесят квартир.

А когда умерли родители Михаила Швеца, он привез из Петербурга памятник на их могилу, изготовленный из серого гранита в виде ствола дерева, увенчанного крестом. Склеп с гробами отца и матери певца разрушили в те же зловещие 30-е годы. Крест сбросили в овраг...

Есть сведения о том, что Федор Шаляпин перед Первой мировой войной посетил село Городище, которое тогда входило в состав Лохвицкого уезда. Великий бас России, будучи певцом Мариинского театра, не раз слушал с восторгом пение Михаила Швеца в Петербургском Народном доме и встречался с ним не раз. Кстати, Шаляпин здесь выступал не только как певец, но и а как режиссер. В Народном доме им была представлена опера «Дон Кихот», написанная Жулем Массне, в которой исполнял главную роль. Здесь он также исполнил партию короля Филиппа II в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос».

По силе и тембру голоса Федор Шаляпин считал Михаила Швеца равным себе. Их творческая биография похожа. Федор Шаляпин также вышел из народных низов. В детские и юношеские годы пел в церковном хоре, был занят в различных русских драматических труппах, пока не вышел на сцены Мариинского и Большого театров и не получил большого признания.

Михаил Швец не принял нового порядка, установленного большевиками и 1918 г. уехал в Америку. В те драматические годы иммигрировали из России немало выдающихся личностей: Федор Шаляпин, Александр Куприн, Сергей Рахманинов, Иван Бунин и другие.

В Нью-Йорке Швец связывает свою жизнь с театром при Национальном доме и здесь также становится оперным певцом. Записывает выступления на грампластинки. Снимается как актер и певец в музыкальных лентах «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем». Они демонстрировались не только в США, а в различных странах мира. Исполнял сольную партию в опере Петра Чайковского «Мазепа». Жизненный путь талантливого певца, который оставил заметный след в национальной музыкальной культуре первой половины ХХ века, закончился в 1938 году. Михаил Швец похоронен в Нью-Йорке. До начала 90-х имя певца было под запретом. Тогдашняя коммунистическая пропаганда считала Швеца «предателем». Биографических сведений о нем нельзя было найти ни в одной энциклопедии, которые издавались в советские времена. Впервые в 1993 году Национальное радио подготовило передачу, посвященную талантливому украинскому певцу. Прозвучали в эфире произведения, исполненные им в разные годы.

На Полтавщине уважительно относятся к памяти своего выдающегося земляка. Местные исследователи собирают о Михаиле Швеце материалы, и его имя теперь начало появляться в краеведческих изданиях.

Георгий ШИБАНОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ