Гетманская резиденция Батурин взошла на политический небосклон Украины во второй половине ХVІІ в. Кто он, этот Батурин?
Археологические исследования показали, что в древнерусские времена существовал населенный пункт, соизмеримый с волостными центрами Киевского государства. Правда, летописи не донесли нам название этого города, что позднее привело к появлению легенды об основании Батурина польским королем Стефаном Баторием. Эта легенда отображена в повествовательных источниках ХVІІ и ХVІІІ в.: в летописи Самовидца, дневнике Веспасияна Коховского, «Истории Русов». Но, как убедительно доказал еще в конце ХІХ в. историк Александр Лазаревский, легенда эта базируется всего лишь на созвучности слов «Батурин» и «Баторий». Стефан Баторий был королем польско-литовского государства Речи Посполитой в 1576-1586 годах. В то время (а точнее — с 1503-го по 1618 год) территория Чернигово-Северщины де-юре и де-факто входила в состав Московского царства. Батория здесь никогда не было. Да и самого Батурина, как доказали археологи, в то время тоже не было.
Лазаревский считал, что название «Батурин» пошло от первопоселенца по имени Батур, который поселился здесь в начале ХVІІ в. Действительно, строительство Батуринской крепости приходится на вторую половину 1620-х. Об этом свидетельствуют как археологические материалы, так и письменные сведения.
По условиям Деулинского перемирия, заключенного в 1618 г. между Московским царством и Речью Посполитой, Смоленщина, Северщина и Черниговщина отошли к Речи Посполитой. Корона заботилась об укреплении границ с Московским царством и утверждении своей власти в регионе. Для этого планомерно возводятся укрепленные города, одним из которых стал Батурин. В апреле 1625 г. Щасный Вышель, хорунжий и капитан Новгород-Северского, выдал своему подданному Матею Стахорскому привилегию на «осадство над рекой Сеймом, называемое городище Батурин». Этот документ свидетельствует о двух фактах: о том, что городище уже имело название Батурин, и о том, что по состоянию на 1625 год населенного пункта не было, а Стахорский должен был его построить. Это упоминание «городища Батурин» в документации королевской канцелярии почти одновременно с летописными городищами Нежин, Бахмач и др., позволяет предположить, что и Батурин сохранил свое первобытное название после того, как на опустошенном монголо-татарами городище прекратилась жизнь. Основа имени «Батурин» — тюркская, от татарского «батур», «батыр», монгольского «бахадур» — «молодец, герой, богатырь». В пользу этого свидетельствуют и тюркизмы в названиях соседних населенных пунктов.
Польские паны — владельцы Батурина — были не очень богатыми, а военный гарнизон — не слишком мощным. Узнав в начале лета 1648 г. о первых майских победах Богдана Хмельницкого, они, скорее всего, просто сбежали. По крайней мере, значительных военных столкновений и разрушений в Батурине не было. Обитатели города и округи массово показачиваются. Уже летом 1648 года создается Батуринская сотня Войска Запорожского. По реестру 1649 года, она состояла из 99 козаков и просуществовала вплоть до отмены полково-сотенного уклада.
Батурин в середине ХVІІ в. был городом средней руки. На смену польским властителям пришли отечественные. Год Батурин находился в собственности наказного гетмана Ивана Золотаренко. Ключевую роль в будущем города сыграл... масштабный пожар в 1655 г., и из-за безнадежности состояния города Золотаренко отказался от него. Но Батурин воскрес из пепла. Восстановление его не было быстрым. Из-за того, что определенное время город был руиной, он избежал опустошения, которое пережили соседние городки во времена осады Конотопа 1659 года. А пребывание в нем осенью 1663 г. казацкого и московского войска (во время заключения Батуринских статей) заставило короля Яна Казимира в ходе своего левобережного похода обойти Батурин стороной. То, что город уцелел в тех обстоятельствах, когда другие крепости Левобережья страдали от московского или польского оружия, и сыграло ключевую роль в установлении его весной 1669 года гетманской резиденцию. Этот город не был для гетмана Демьяна Игнатовича родовым, как Чигирин для Хмельницкого или Гадяч для Брюховецкого. Просто на то время Батурин физически соответствовал потребностям гетманской резиденции.