На вельможных лицах застыла мина чрезвычайной озабоченности: «Где же он, вожделенный шедевр, призванный украсить главную площадь столицы?» То, что отступать далее некуда, и объявить шедевром придется, наконец-то, что-то из выставленного, сомнений не вызывает. Третьего тура, как утверждают осведомленные кулуары, не будет, да и городские власти, если судить по признанию на вернисаже заместителя главы Киевской госадминистрации Станислава Сташевского, просто-таки жаждут поскорее воздвигнуть монумент, воплотить, так сказать, смелую художественную мысль в вескую материальную реальность.
Что же ожидает, как любили говаривать во времена расцвета «монументальной пропаганды», киевлян и гостей столицы? Каким будет величественный символ Независимости? В репортаже об открытии выставки, которая, кстати, продлится до 15 января, журналисты одного из телеканалов заклеймили фейерверк пластических идей современных ретивых ваятелей убийственно емким словом — «совдепия». Взгляд, в сущности, проницательный, хотя и довольно узкий: отнюдь не только рецидивы механической патетики чувствуются в представленных работах, но и безжалостная фантазийность, коею следует все-таки квалифицировать как плоды стихийной свободы творчества. Вот, скажем, одна из оригинальных композиций, автора которой, видимо, вдохновляла красота и неповторимость украинской природы. Вспомнив, очевидно, что и на месте нынешнего Крещатика когда-то бесчинствовала дикая природа, анонимный зодчий предлагает вместо банального памятника соорудить на майдане Незалежности настоящий скульптурный заповедник: в центре композиции хлеба колосятся, мустанги буйногривые скачут, а по бокам — лес, водопады. И все, знаете, кондово-реалистично, без манерных стилизаций.
Есть среди проектов и ничуть не менее оригинальные. Скажем, Виталий Солодов представил обретшую свободу Родину в виде Икара-супермена, распростершего руки-крылья, видимо, не задумавшись, что судьба мифологического героя слегка отличается от триумфального парения героя знаменитого комикса. Ну и что, зато красиво! Некоторые посетители на вернисаже дивились поразительной законченности эскиза. Автор не выдержал и проговорился. Оказывается, изображенный им энергичный молодой человек был создан по заказу ветеранов авиации в память об авиаконструкторе Антонове. Зачем же добру пропадать — пускай послужит еще одному великому делу!
Вы думаете, я описал самые «изысканные» проекты? Как бы не так! Заместитель председателя жюри конкурса Леонид Новохатько сообщил журналистам, что в распоряжении комиссии имеются еще с две дюжины эскизов, которые, по причине несоответствия установленным нормам, находятся вне главной экспозиции. Можно только представить, какие там хранятся «перлы»! Кроме того Л. Новохатько посетовал на «застарілість мислення та стереотипи психології». Что ж, пластическими клише выставка действительно переполнена. В частности, несколько авторов, не сговариваясь, предполагают обогатить майдан Незалежности грандиозными колоннадами либо аркадами. Во-первых, это всегда впечатляет, во-вторых, в проемах между колоннами и в арках можно удобно разместить скульптуру — чем больше, тем лучше. Именно такой принцип избрали Руслан Кухаренко, Анатолий Кущ и еще двое претендентов.
Оно бы ничего, да только творческие личности плохо представляют себе реалии сегодняшнего дня. Построить-то построят — дело нехитрое, а дальше что? Обилие свободного пространства внутри памятника, все эти ниши, проемы, закоулки могут сослужить монументу недобрую службу. Простые люди вряд ли проникнутся к нему каким-то особым благоговением. Ибо нет пророка в своем отечестве. Так что, в темное время суток пустоты монумента будут как пить дать использоваться народом не по назначению. Может приключиться конфуз.
Впрочем, и с лаконичными предложениями у конкурсантов дело обстоит не лучшим образом. Хотим мы или нет, но памятник Независимости должен символизировать душу нации. Что же предлагается в качестве этого символа? Цветок на хилой ножке, окруженный скрученными лепестками. Акробатическая горка, приличествующая разве что цирку. Массивный, агрессивно ощеренный в небо тризуб. Несколько дородных женщин, бандурист. Шпили, триумфальные арки, опять лошади. Кое-кто из авторов хочет рассказать всю историю Украины в лицах. Но ведь не за то она страдала, чтобы всю оставшуюся жизнь краснеть!
Переходишь от одного эскиза к другому и слышишь, как соискатели тайком ругают версии коллег. Я спросил у одного: «А какой вам проект нравится, кроме собственного?» — «Нет такого, все туфта», — был ответ. И так каждый скажет.
Слава Богу, хотя бы в материальном отношении аппетиты конкурсантов по сравнению с предыдущим туром поубавились. И смет свыше 10 млн. гривен среди представленных проектов практически нет. Но чует мое сердце, что толку и на сей раз не будет. Слишком велика цена. Мудро сказал недавно заместитель председателя Союза художников Украины Виктор Сидоренко: «Надо чтобы сменилось поколение — тогда пластическая мысль догонит время». Я с ним согласен. А пока можно было бы построить на майдане Незалежности небольшой павильон, да и разместить там постоянную выставку конкурсных эскизов, пополняя ее периодически новыми проектами. Авось и появился бы в конце концов достойный.