Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Белая ворона-3»

«Хард»-вариант Ровенского музыкально-драматического театра
13 января, 2016 - 11:16
ЕПИСКОП КОШОН — ВИКТОР ЯНЧУК, ЖАННА — ОКСАНА РЕКУНЕНКО / ФОТО АНАТОЛИЯ МИЗЕРНОГО

В рок-опере Геннадия Татарченко и Юрия Рыбчинского «Белая ворона» есть особенность «выныривать» на отечественном кону в судьбоносные, ключевые исторические моменты.

Впервые она появилась на нем в 1991-ом (легендарная постановка Сергея Данченко в Киевском театре им. И. Франко). «Второе пришествие» состоялось сразу после Помаранчевой революции, на волне надежд и подъема (ремейк осуществил Анатолий Хостикоев — хедлайнер первой премьеры).

И вот — день сегодняшний, эпоха значительно более жесткая и более жестокая. Поэтому вместо «лайт»-версий, естественно, появился «хард»-вариант. А именно: в режиссуре Максима Голенко, хореографии Максима Булгакова и сценографии Аллы Локтионовой на сцене Ровенского областного академического музыкально-драматического театра — камуфляж, щиты, «балаклавы», дубинки, черно-белые кадры кинохроники на заднем плане...

В переводе все это может показаться «лобовоосовремененным», даже конъюнктурным. В действительности же такая атрибутика здесь скорее фоновая и используется деликатно-дозировано: ну, что ж поделаешь — по сюжету война длится несколько десятилетий, все гражданское давно износилось... Тем более что в спектакле достаточно других знаков, других театральных «ссылок»: Столетняя война (Нина Николаева-Годунок) и Шут-дьявол (Игорь Николаев), который стал здесь сквозной фигурой такого себе распорядителя исторической сцены, будто пожаловали сюда из голливудского мюзикла, например, «Кабаре» или «Мулен Руж»; старцы — герцоги-кардиналы в шляпах-»котелках» и перчатках, которые спорят о Жанне на аукционе (Олег Пшин и Петр Лисенчук), — типично брехтовские персонажи; Менестрель (Николай Бобрик) — классический рок-фронтмен, король Карл, весь в золотом (Андрей Куделя) — какой-то мультяшный. А вокруг них, на вращающемся кругу, который можно и ускорить, и повернуть назад, — майдан, торжище, где люди поочередно становятся то народом, который поднимается на бой, то толпой, которая с удовольствием позирует на фоне эшафота для дьявольского «селфи»...

Собственно, механика этого бесконечного круговорота и является предметом рассмотрения режиссера. Механика измены — например, Дьявол «зомбирует» Жюльена (Станислав Лозовский), втягивая его в ритм степного дуэта (фирменная «фишка» Максима Булгакова как танцовщика и хореографа), и этой самой степью возвращает его назад, под свою власть, когда жертва срывается с крючка. Механика отречения самих себя («Старайся быть тихим, незаметным, чтобы не быть проклятым и убитым...»). Механика того, как обычная человеческая бездумность и бестолковость становятся прикрытием преступления.

А что же Жанна? На основе точного наблюдения Геннадия Татарченко, Жанна Оксаны Рекуненко является очень «украинской» героиней (то же самое касается другой исполнительницы роли — Наталии Боярской). Никакого соответствия традиционной иконографике, никаких металлических или кожаных доспехов — белое платье, в дальнейшем — белая футболка, светло-серые камуфляжные штаны, берцы. И длинные волосы — сначала распущенные, потом — собранные. Она могла бы быть и Нимфой, и Макленой Граса, и героиней Кропивницкого или Винниченко. Но История позвала ее быть Жанной. И эта история — достаточно грустная.

Примечательно, что предыдущая сценическая интерпретация «Белой вороны» завершалась на оптимистической ноте: в 2005 г. Юлия Войс — Жанна пела торжественную арию: «Як зветься цей чарівний птах з блакиттю чистою в очах — Свобода! ...Хто нас виводить із пітьми, хто робить нас усіх людьми — Свобода», — которую подхватывали и массовка, и даже зрители. Максим Голенко повода для такого подъема не видит: в его варианте сцена пуста, и Дьявол в конце просто сдувает пепел Жанны с ладони епископа Кошона (Виктор Янчук) Он, забытый всеми, постаревший и немощный, пытается хоть кому-то «втюхать» этот исторический раритет. И все. Дальше — тишина...

Хотя минимум иронического оптимизма режиссер все же себе позволяет: на поклоне дирижер Зиновий Крет (а нужно отметить, что в Ровно «Белая ворона» впервые идет не под «минусовую» фонограмму, а «вживую», причем оркестр — все время на кону) выходит на авансцену переодетым в белое, с белыми крыльями. И этот «ангел музыки» обнимается с Дьяволом — будто двое довольных друг другом мастеров после тяжелого труда. То есть битва светлых и темных сил за человеческие души будет продолжаться.

...Удивительные параллели подбрасывает жизнь. Ровенчане как раз готовили премьеру истории о юной девушке, которая, осознав свое назначение, пошла на войну и повела за собой людей ради спасения Родины. И в это же время боролась за свою жизнь после страшной аварии другая ровенчанка, которая в 18 лет пошла на войну, повела за собой людей и спасла много чужих жизней, — руководитель медицинской службы ДУК ПС Яна Зинкевич. Но в отличие от исторического персонажа она в настоящий момент имеет и признание на уровне государства, и поддержку всей страны. Может, наконец, взрослеем?

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед, Киев — Ровно
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ