Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Белая ворона» львовского джаза

Листая страницы аудионаследия
1 ноября, 2008 - 00:00

Диск: Игорь Хома, «Украинский джаз», «Наш формат» станет открытием для многих меломанов. Он знакомит с забытым ныне аудионаследием основателя украинской школы джаза. В конце 50-х молодой выпускник мединститута создал во Львове первый джазовый ансамбль под названием «Медикус». В начале 60-х годов концерты ансамбля в городе всегда проходили с аншлагами. Тогда же свою творческую судьбу с проектом Игоря Хомы связал актер Богдан Ступка.

— Я, студент театральной студии при театре им. М. Заньковецкой, был ведущим всех программ его джаз-бенда, — вспоминает те времена Богдан Сильвестрович Ступка. — И это благодаря Игорю, который пригласил меня в свой коллектив. Тогда в бывшем СССР джаз запрещали, Игоря не раз критиковали. Он был не только прекрасным музыкантом и композитором, но и прекрасным педагогом для нас. Благодаря Игорю Хоме я начал понимать джазовую музыку...

— Вспоминаю дни своей молодости. Тогда самым лучшим был ансамбль Игоря Хомы. Он положил начало новому стилю в украинском джазе. Его творчество стало примером для молодых композиторов, в частности, и для меня, — отмечает композитор Мирослав Скорик. — Эстрадные песни и джазовые пьесы Игоря Хомы значительно обогатили сокровищницу современной украинской музыки... Игорь Хома развивал импровизационный джаз, ориентированный на украинский мелос. Это было очень сложно сделать в те времена, когда система целеустремленно уничтожала все неординарные явления в искусстве, особенно произведения, которые содержали выразительные национальные акценты. Тогдашняя пресса называла львовского джазмена не иначе как «музыкальный бандит» и требовала суда общественности над «проводником буржуазной культуры». Тем не менее, именно «Медикус» представлял Украину на первом джазовом фестивале СССР в Тарту в 1960 году, в Таллине — в 1965-м, 1966-м, 1967-м и на международном форуме в Польше «Джаз над Одрой-1973».

Важнейшим событием для сторонников музыки Хомы было появление телефильма «Залицяльники» в 1968-м, к которому «Медикус» записал главные саундтреки. В 70-е годы Игорь Хома писал музыку для театральных спектаклей, кинофильмов. Его музыку охотно использует в своих программах львовская телестудия, хотя он сам и его коллектив и дальше остаются «белой вороной». За все время существования самобытного оркестра — с 1960-го до 1981-го — на Всесоюзной фирме «Мелодия» было выпущено всего две пластинки. Метко о творчестве композитора высказался поэт и общественный деятель Ростислав Братунь: — Хома смог по-своему прочитать народную песню. Благодаря Игорю я постиг суть импровизационной музыки. На самом деле, вся жизнь Игоря Хомы была большой импровизацией на хорошей профессиональной основе.

Александр ЕВТУШЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ