Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Белое пятно

22 июня, 2000 - 00:00


В эти июньские дни прошлого года Венецианская биеннале была темой номер один разделов «Культура» во всех периодических изданиях мира, за исключением украинских. Следующий форум современного искусства в Венеции состоится в 2001 году. Если до осени от нашего правительства не поступит соответствующее заявление, белое пятно современного искусства в центре Европы не только не исчезнет, а загустеет до консистенции непробиваемой скалы.

Судить о стране можно по различным показателям: жизненному уровню, например, или по степени экономического развития, детской смертности, уровню защиты прав человека и тому подобное. У меня есть вполне новый, однако четкий, как лакмусовая бумажка, критерий — участие/неучастие страны в Венецианской биеннале. Вы можете сказать: это все равно, что в огороде бузина, а в Киеве дядька. Что общего между биеннале и экономическими реформами?

Интересное разногласие наблюдается в выступлениях украинских философов, культурологов, ответственных (служебно) лиц по стратегии развития Украины. Если речь идет об экономике или политике, то умные люди в один голос твердят, что у нас есть один путь — в Европу. Это, по-видимому, «бузина».

А вот, с другой стороны, когда речь заходит о культуре, искусстве и других «маргинальных» (на фоне важной экономики и самовлюбленной политики) феноменах, те же умные люди высказывают диаметрально противоположные мысли. Но, конечно, не так прямо: «А вот в сфере культуры мы пойдем другим путем. «Нет, это как-то само собой сбивается на привычный с советских времен «остаточный принцип». Тот художественно- культурный фон, а точнее, фундамент, а еще точнее — воздух культуры, кислород и азот которого дает возможность существовать и Европе, и Западу вообще, нашими умниками резво редуцируется и игнорируется. И если в первом случае (с экономикой и политикой) концептуально все понятно (неясно только, когда и как умная концепция воплотится в жизнь), то во втором — нет даже концепции. И это уже — «в Киеве дядька».

Кстати, в той же Европе, в отличие от «киевского дядюшки» асфиксией не страдают — воздух культуры не заметен там, где его вдоволь. Книгоиздание? Читать — не перечитать: и отечественного, и переводного. Массовая культура? Пожалуйста. Консерватории и филармонии? Сколько угодно. Фольклор и прочая этнографическая самобытность? Сколько душа пожелает. Институции так называемой современной культуры? Плюнуть некуда. И государственные, и негосударственные, и коммерческие, и нонпрофитные, и для «голубых», и для «розовых», и для гнедых в яблоках, и для зеленых в крапинку. Они, в Европе, хорошо знают, что всякое ограничение на территории творчества (в первую очередь, художественного) опасно — нельзя разделять культуру на здоровую (духовную, высокую, положительную) и дегенеративную (бездуховную, низкую, отрицательную) со всеми неминуемыми «уголовно-процессуальными» последствиями такого разделения. Даже отделяя зерна от плевел, неумно уничтожать плевела в эпоху безотходного производства и тотальной охраны окружающей среды. В частности, в сфере визуального искусства, которое заняло одну из самых влиятельных позиций в современной мировой культуре, кроме музеев, галерей, критики, учебных заведений, существуют и признанные международные форумы-выставки. Наиболее значительная и старейшая из них, безусловно, Венецианская биеннале.

Особенностью этого форума является обязательная «привязка» к государственным институтам. Инициировать участие в очередном форуме в Венеции может только Министерство культуры определенного государства. К этому факту можно относиться критически, что и делается на альтернативных выставках, которые структурируются по другим принципам. Но до сих пор держится авторитет Венецианской биеннале, история которой помнит и противостояние советского и германского павильонов 1937 года, и утверждение абстрактного искусства, которое у нас отозвалось ожесточенной борьбой с «компрачикосами» живописи, и триумф американского поп-арта, который, помимо триумфа, стимулировал и антиамериканские настроения как левых, так и правых интеллектуалов Европы, и довольно спокойная, почти академическая репрезентация трансавангардных (или постмодерных) тенденций двух последних декад века. Кроме всего этого, участие в Венецианской биеннале сейчас — это показатель желания и готовности государства к интеграции в мировую культуру, той самой интеграции, о которой так долго говорят наши отечественные функционеры и интеллектуалы.

Представьте себе политическую карту мира двухцветной. Один цвет пусть будет зеленый, «буржуазный» по символике Кандинского, и им мы отметим страны, которые приняли участие в последней, 48-й Венецианской биеннале в 1999 году, а второй пусть будет белый, который специалисты по колористике вообще цветом не считают, имеет географически-цивилизационную коннотацию terra incognita, неизвестной земли, «белого пятна» на карте культуры. Америка, и Северная, и Южная, вместе с социалистической Кубой, нищенским Гаити, мафиозным Гондурасом, футбольной Бразилией и другими коста-риками, почти вся будет зеленой (разве что Чили несколько портит хотя и узким, но довольно длинным белым пятном такую тотальную зеленость Нового Света). Африка наоборот сплош белая, кроме зеленого пятна Египта. Это не значит, что на биеннале не представлены выходцы из Африки. Но они «заявлены» за другие национальные «сборные». Австралия, понятно, зеленая, но с существенными лакунами Океании и Новой Зеландии. У Азии только несколько зеленых пятнышек, зато каких: Корея, Тайвань, Япония. Кроме того, многие выходцы из Азии не только приняли участие в кураторском (т.е. внегосударственном) проекте «АПЕРТУТТИ», но и получили награды международного жюри биеннале. Европа зеленая, как трава в мае — от Мальты до Германии. Конечно, и здесь не без маленьких белых пятен. Нет, скажем, официального представительства Андорры и Ватикана, Албании, Македонии и, по-видимому случайно, Болгарии. Но, если не принимать во внимание страны «советского происхождения», эти пятна довольно небольшие. Можно было бы еще заметить, что Турция не приняла участия в последнем форуме в Венеции, но она в последние годы выступает с альтернативной программой Стамбульского биеннале, которая уже получила мировое признание. Участие в Венецианской биеннале государств, которые были созданы на обломках СССР, является очень показательным явлением. Ну, хорошо, Россия стала наследником советского павильона, т.е. ей не требовались дополнительные расходы на его построение или аренду. Ну, понятно, страны Балтии — они последнее отдали ради принципов европейской интеграции. Ну, пусть, Армения и Грузия — эти традиционно заботятся о своем национальном престиже.

А Украина? Украина остается в одной компании с Беларусью и среднеазиатскими деспотиями, которые не только не заявляют о своей прозападной ориентации, а даже наоборот; и с Молдовой, художественный мир которой вынужден провинциально ориентироваться на румынскую культурную метрополию. Учитывая геополитические масштабы нашего государства, его амбиции и проевропейские декларации, это уже поистине значимое белое пятно в самом центре мира.

«Как вы, так и мы», — отвечает европейское художественное сообщество. Представителей Украины не было ни на кассельской «Документе», ни на трех последних «Манифестах», т.е. на наиболее выдающихся форумах современного искусства Европы. Следующая Венецианская биеннале состоится в 2001 году. Если осенью от нашего правительства не поступит соответствующего заявления, это белое пятно не только не исчезнет, а, как говорится, загустеет до консистенции непробиваемой скалы. А призывы «лупати сю скалу» и сейчас уже мало кого интересуют.

Нет сомнений, что у государства нет нужных средств также, как и нет сомнений, что эти средства можно найти у частных спонсоров, представителей отечественного и зарубежного бизнеса. Прежде всего потому, что Венецианскую биеннале справедливо сравнивают с Каннским кинофестивалем или с Олимпийскими играми, т.е. с явлениями, которые выходят за пределы собственно искусства, кинематографа или спорта. Можно найти и альтернативные (например, корпоративные) формы участия, как нашли их большинство представителей Южной Америки.

Немногочисленные отечественные кураторы и искусствоведы, как водится в нашем искусстве (еще один болезненный момент нашей ментальности — жадность и зависть), друг друга терпеть не могут, но избрать организаторов, провести соответствующий конкурс и представить Украину произведениями двух-трех художников — вполне реально. Именно такой практический шаг станет импульсом для дальнейшего развития современного искусства Украины к нормальному, европейскому, а не инвалидно-бомжевскому состоянию, в котором оно сейчас находится.

Боюсь, что, как всегда, дело не в денежном дефиците, который является только симптомом, а не причиной болезни. Боюсь, что наше «ответственное» интеллектуальное сообщество просто тошнит от «этого современного искусства» и эту тошноту, в лучшем случае, они могут только чуть-чуть сдерживать по дипломатическому протоколу на акциях и выставках зарубежного происхождения. А во внутренних делах, которым и является инициирование участия в биеннале, соблюдать протокол, конечно, нет надобности.

Соседка наша, Польша, была представлена на последней биеннале работами Катаржины Козыри. Международное жюри отметило ее специальной наградой «за исследование и проверку авторитарной власти мужской территории и за сочетание элементов перфоманса и мизансцены». Не говорю, что если бы эта художница была гражданкой Украины, то ее бы у нас на кусочки растерзали или отправили бы в зону трудового перевоспитания. Может, и не отправили бы. Но уверен, что не получила бы она чести представлять своими «дегенерациями» «здоровую и духовную» культуру Украины. Ибо у нас, как и раньше, не только «нет секса», но и не должно быть! Не только нет мужского авторитаризма, но и «не может быть», потому что — «не может быть никогда»! Заработная плата учителям пусть будет сто гривен, а перфомансов — не надо! Есть человек — есть проблемы, нет человека — нет проблем. А если у нас есть художники, которые могут получать награды от каких-то подозрительных международных жюри, то не надо создавать лишних проблем, инициируя их участие в подозрительных биеннале.

СПРАВКА «Дня»

Венецианская биеннале, основанная в 1895 году, — это название Международной выставки искусства, которая проходит каждые два года в садах Джардини. В 30- х годах нашего века форум стал автономной структурой, которая отчитывается о своей деятельности только итальянскому правительству. Тогда же, в тридцатые, возникли Венецианский музыкальный фестиваль (1930), Международный кинофестиваль (1932) и Международный театральный фестиваль (1934), причем изначально эти форумы возникли именно как культурная программа для художников и гостей Венецианской биеннале. Тогда же утвердилась репутация биеннале как авторитетного арбитра в разнообразных сферах современного искусства и культуры. После 1968 года биеннале отдала из-под своей юрисдикции часть культурных программ. В конкурентной борьбе с кассельской «Документой» и мигрирующей по Европе «Манифестой», биеннале сберегла свой престиж, превратившись в отчетную выставку достижений современного искусства.

Номинации Венецианской биеннале каждый раз меняются. Например, 47-й форум, состоявшийся в 1997 году, отмечал достижения в скульптуре, живописи, а также вручал премии молодым художникам. Награды прошлой биеннале четко обнаружили доминионы современного искусства в мире: все награды в трех номинациях — три Международных премии, два Золотых льва за вклад в современное искусство, неофициальный приз за вклад в современное искусство получили художники из США, Золотой лев за лучший национальный павильон достался Италии, не так однообразно выглядели победители в номинации «Почетное упоминание», в которой, в частности, и была отмечена полька Катаржина Козира за снятое скрытой камерой видео «Мужские бани».

Михаил РАШКОВЕЦКИЙ, директор «Центра современного искусства — Одесса»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ