Когда в Харькове на главной улице года появилось новое современное здание оперного театра, с этим событием связывались немалые надежды. Для ожидаемого творческого подъема в городе и в самом театре были необходимые силы. Было чем гордиться и в прошлом. Ведь именно в Харькове в свое время открылся первый украинский оперный театр (и в первые годы работы, показанные здесь спектакли, смело разрушали устоявшиеся каноны, отличались новизной постановочных решений, которые вошли в историю и обогатили все украинское театральное искусство).
Появление нового театрального здания связывалось с перспективой успешного решения еще одной задачи. В нем, кроме основной сценической площадки, была малая сцена, предназначенная для камерных постановок, которые должны были существенно расширить традиционный оперный репертуар. Камерный оперный театр под руководством Бориса Покровского тогда уже активно действовал в Москве, при этом важным культурным событием становился чуть ли не каждый поставленный здесь спектакль. Малые и камерные сцены как альтернатива устойчивым формам репертуарных театров «большого формата» стали тогда появляться и у нас, внося свежую струю в театральную жизнь не только Киева, но и других городов, приближая ее к мировой практике. Но вопреки ожиданиям прекрасное театральное помещение на улице Сумской так и не стало украинской оперной Меккой, на которую могли бы равняться другие театры. А в сложное для всего формирующегося независимого государства и для его искусства время Харьковский оперный театр стал незаметно менять свой профиль. Малая сцена превратилась в «Кінопалац». Фасад здания запестрел афишами эстрадных певцов, гастролирующих драматических труп, в то время как оперным и балетным спектаклям отводилось все более скромное место. Приходилось изыскивать различные пути, чтобы выжить, и чтоб оперная жизнь в столице Слобожанщины не замерла окончательно.
Известно, что оперный театр — один из самых сложных и громоздких театральных организмов. Для постановки масштабных оперных произведений классического репертуара, превалирующих во всех наших украинских театрах, требуются огромные силы и немалые финансовые средства. Афиша здесь обновляется медленно, спектакли ветшают и стареют. Если хор и оркестр работают в условиях больших перегрузок, то состав солистов не всегда оказывается сбалансированным. На ведущие партии часто недостает ярких опытных исполнителей, а молодым певцам, напротив, приходится долго дожидаться возможности выйти на сцену. Тормозом для роста молодых талантов, а также для апробирования новых идей оказывается ограниченность привычного репертуара, успешно преодоленная европейской театральной практикой. В таких сложных обстоятельствах трудно было мечтать о последовательной реализации оперных проектов украинских композиторов. Ведь на наших оперных сценах давно не звучали популярные во всем мире оперы Рихарда Вагнера, даже не началось освоение богатого оперного наследия Рихарда Штрауса, не получили воплощения знаковые для европейской оперы минувшего столетия произведения Альбана Берга, Бенжамина Бриттена, Франсиса Пуленка, так и не открытым остался богатейший материк оперы барокко. Да мало ли какие еще пробелы и неосвоенные материки оставались на оперной карте Украины! Катастрофически отставала от современных требований и оперная режиссура.
МАЛЫЕ ФОРМЫ
Некоторые сдвиги начали намечаться после того, как в Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского открыли новую специализацию и стали готовить режиссеров музыкального театра. Одна из лучших выпускниц академии Ирина Нестеренко пришла на выручку и Харькову. Спектакли, которые она поставила на основной харьковской сцене, внесли свежую струю в жизнь коллектива и были положительно восприняты публикой. Другой киевский выпускник — Дмитрий Тодорюк с успехом воплотил в столичном Муниципальном музыкальном театре полную выдумки и остроумных ситуаций оперу Ф. Пуленка «Груди Терезии». В своих дипломных спектаклях молодые оперные режиссеры предложили целую россыпь интересных названий, которые могли бы сформировать полноценную афишу украинской камерной оперы. О появлении такого театра в Киеве ратовала наша прославленная певица и вокальный педагог Евгения Мирошниченко. Но она ушла из жизни, так и не увидев плодов своих многолетних усилий. Оперная студия НМАУ предоставила свою площадку для показа дипломных работ, которые остались хотя и яркой, однако одноразовой акцией. А в нотных архивах и в портфелях у наших композиторов продолжали накапливаться не реализованные замыслы и вполне завершенные оперные произведения. Считалось удачей, если некоторые из них звучали в концертном варианте, либо премьеры проходили за пределами Украины, как это и случилось с тремя операми Александра Щетинского.
Автор трех опер, Александр Щетинский создавал их в сотрудничестве с московским либреттистом, переводчиком и оперным критиком Алексеем Париным. Все произведения принадлежат к жанру камерных опер «малых форм», который активно развивался в течение прошлого столетия и являлся важным полем экспериментов, расширявшим представления о границах оперного искусства, диапазоне его возможностей. Оригинальность замысла первой оперы композитора «Благовещенье», написанной на основе евангельской истории, заключалась в решении ограничить вокальную сторону образом Девы Марии. Явившийся с благой вестью к будущей Богородице архангел Гавриил представлен партией фортепиано и особым камерным составом оркестра. Успешная премьера «Благовещенья» состоялась в 1998 году в Москве на сцене «Геликон-оперы».
Вторая опера А. Щетинского по либретто А. Парина прозвучала в Германии в городе Локуме, войдя в программу фестиваля духовной музыки 2002 года. Для этого же фестиваля солисты Пермского оперного театра и оркестр театра Екатеринбурга подготовили премьеру еще одной оперы композитора «Бестиарий». Была она показана кроме Германии и в Перми, а также на сцене театра наций в Москве. Именно с этого произведения началось знакомство с оперным творчеством композитора публики и музыкально-театральной общественности Харькова, родного города композитора, в котором он получил музыкальное образование, вошел в профессиональную композиторскую среду, переживал первые успехи и разочарования на непростом пути творческого самоопределения.
КОЛДОВСКИЕ ЧАРЫ
В «Бестиарии» соединились три различных сюжета, в которых речь идет о трансформации внешнего облика человека и его превращении в бессловесное существо природного мира. Причины и следствия этих превращений в каждом сюжете различные. В драматически сгущенной атмосфере новеллы Франца Кафки, полной мрачной символики и необъяснимых тайн, вполне заурядный мелкий служащий Грегор Замза просыпается однажды утром, превратившись в огромного неуклюжего жука. Эта абсурдная ситуация обнажает иллюзорность и зыбкость всего его привычного мира, несостоятельность всех отношений и связей. В столь острой форме, пользуясь приемами трагического гротеска, Кафка показывает, сколь одинок и беззащитен человек, на каких хрупких и шатких основаниях базируется обыденный жизненный порядок. С иной темой связано превращение человека в животное в известной пьесе-сказке Карло Гоции «Король-олень». В ней показана доверчивая беззащитность добра перед лицом злобы, зависти, коварства, предательства. Наконец, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дочь болотного царя» развивается романтический мотив несовпадения внешнего и внутреннего облика персонажа. Днем приемная дочь жены викинга выглядит как самовластная красавица, душа которой полна ненависти и злобы. Ночью она превращается в уродливую жабу (с грустными глазами и любящим сердцем). Снять с нее колдовские чары помогает священник, проповедующий религию милосердия и жертвенного подвига Христа. Он совершает над злобной красавицей обряд крещения, а затем умирает от рук разбойников. И эта смерть преображает душу заколдованной принцессы, пробуждает в ней сострадание и веру в добро.
Каждый из трех сюжетов не только различен по стилистике и жанровому наклонению, но и достаточно развернут, включает много персонажей и тематических ответвлений. Чтобы объединить их в одном замысле, пришлось схематизировать основные события и прибегнуть к монтажному соединению контрастных эпизодов. В каждом их них участвуют только четыре персонажа. Певцы, исполняющие эти партии, выступают в разных ролях, быстро меняя и свой облик, и характер образа. Такие сложные трансформации не всегда легко представить на сцене. Не все выглядело одинаково убедительным и в рецензируемом спектакле. Но главного удалось достигнуть. Успех премьерного спектакля обеспечили талантливые молодые исполнители О. Лапин, С. Леденев, О. Мишарина, В. Житкова. Он стал результатом кропотливой работы всего постановочного коллектива (дирижер Ю. Яковенко, режиссер А. Калоян, художник Н. Швец). Активно участвовал в процессе подготовки премьеры и сам композитор.
Режиссеру удалось выстроить динамичное, активно развивающееся действие, расширить сценическую площадку, перенеся отдельные мизансцены в зрительный зал. В спектакле сочетаются элементы условного театра масок с эпизодами, в которых на первый план выступает эмоциональная непосредственность переживаний, выраженных посредством чисто оперной вокальной выразительности. Не отпугнул молодых певцов-актеров современный музыкальный язык. Их чутким партнером стал камерный состав харьковского оперного оркестра. Непрерывность сквозного развертывания событий обеспечил дирижер, уверенно управляя быстрой сменой контрастных эпизодов, выделяя на фоне многослойной оркестровой фактуры сольные реплик отдельных инструментов. Стилистическая цельность произведения не нарушалась разным подходом композитора к решению каждого из трех сюжетов. В одном случае его музыкальный язык был близок к стилистике таких опер, как «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Нос» Д. Шостаковича. А в сценах, требовавших большей психологической глубины, был использован изощренный в звуковом отношении стиль современной камерной музыки. Единству замысла способствовало обрамление спектакля игровым условным прологом и эпилогом.
Харьковская премьера «Бестиария» ознаменовала возвращение законным владельцам малой сцены театра оперы и балета им.Лысенко. У руководства театра с этим связаны большие планы. Если они осуществятся, то Харькову вернется прежний статус лаборатории современной оперы. Ведь в свое время здесь работали самые известные украинские режиссеры, театральные художники. На харьковской сцене впервые прозвучала опера «Тарас Бульба» Лысенко, увидели свет рампы и другие оперы украинских композиторов. Будем ждать новых интересных премьер и надеяться на то, что они обеспечат лидирующее положение Харькова в освоении столь актуального жанра современной камерной оперы.