Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без каких-либо компромиссов

Микеланджело Караваджо считали самоучкой и скандалистом, но это не помешало ему войти в историю мирового искусства
5 января, 2022 - 11:13
Портрет итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо – Оттавио Леони

В настоящее время в Королевском замке в Варшаве до 10 февраля 2022 года можно увидеть выставку работ Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо. Полотна художника и его последователей происходят из коллекции итальянского искусствоведа и исследователя творчества итальянского живописца Роберто Лонги. Лонги в свое время открыл и подтвердил подлинность многих работ Меризи и ввел его в художественный мир. Завещав свою огромную частную коллекцию фонду собственного имени, он дал возможность людям из многих уголков мира познакомиться с шедеврами итальянской живописи эпохи барокко.

***

Караваджо имел короткую и драматичную жизнь. Однако, хотя он прожил всего 38 лет, ему удалось оставить заметный след в истории мирового искусства. Прежде всего его считают основателем европейской реалистической живописи. Его творчество дало толчок к творчеству целой плеяды художников, которых называют караваджистами и которые действовали еще столетие после смерти Микеланджело Меризи.

***

Творил Караваджо в Риме, Неаполе и Мальте. Одно время он тесно сотрудничал с высшими церковными иерархами, спонсировавшими его творчество, что способствовало появлению ряда произведений на религиозную тематику. Также продолжить творить холсты на религиозные сюжеты его побудило и дальнейшее сотрудничество с Мальтийским орденом. Однако особенно яркие и «живые» его образы списаны с повседневной жизни. Незаурядны и те полотна, которые обыгрывают мифологическую тематику. В Варшаве сейчас можно увидеть полотна художника на бытовые или мифические сюжеты, например «Юноша, которого укусила ящерица» и «Нарцисс». Оба полотна демонстрируют нам высокое умение Караваджо работать со светом и тенями, которые делают эти работы реалистичными. Также это способствует тому, что они вызывают эмоциональный отклик у зрителей.

***

Будущий художник, вероятно, родился в местности Караваджо в Ломбардии. Никаких данных о его обучении на начальном этапе творчества у мастеров не сохранилось, поэтому исследователи творчества склонны считать его художником-самоучкой.

Очень рано он осиротел, перебрался в Рим и начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. При содействии своего покровителя кардинала Франческо Дель Монте, опекуна также Галилео Галилея, молодой талантливый юноша получил первые большие заказы и сопутствующую им скандальную славу. Необычный реалистичный стиль Караваджо всколыхнул художественный мир того времени. Необычной была и его манера работать – он не делал предварительных эскизов к своим работам, а моделей искал прямо на улицах города. Юноша также отличался вспыльчивым характером, при любом случае хватался за оружие, часто инициировал драки, имел плохих товарищей. Очень скоро его слава художника стала равнозначна его славе скандалиста.


Картины  Караваджо “Мадонна дель Розарио” та “Бичевание Христа“

Быстрая слава, успех и покровительство могущественных людей стали причиной появления ряда завистников, среди которых наиболее язвительным был художник – маньерист Федерико Цуккаро. Он был главой Академии святого Луки – авторитетного учебного заведения для художников, и именно он отклонил прошение Караваджо о зачислении, мотивируя это тем, что ничего нового и интересного не видит в работах Микеланджело Меризи.

В 1606 году во время уличной драки художник ранил человека, и тот умер от кровотечения. Караваджо был вынужден покинуть «вечный город», а его враги радовались.

Он жил некоторое время на Мальте, стал членом Мальтийского ордена, выполнял заказы ордена. Однако тяжелый нрав художника и здесь сослужил ему злую службу, из-за чего вынужден покинуть остров в ореоле очередного скандала. Впоследствии он перебрался на Сицилию, затем в Неаполь. Здесь члены Мальтийского ордена, которых он обидел, нашли его и изуродовали лицо.

Доведенный скитаниями до отчаяния, художник решил вернуться в Рим и просить об аудиенции у самого папы Павла V с надеждой вымолить прощение, но обстоятельства обернулись против Караваджо. Его арестовали, бросили в тюрьму и ограбили. После этих неудачных приключений он тяжело заболел и вскоре скончался.

***

Художник не вел никаких записок, не вел переписку, поэтому большинство фактов его биографии можно узнать из записей его антагонистов, судебных актов и другой официальной документации. Однако и эти скупые, иногда субъективные источники донесли до нас курьезные факты о Караваджо. Например, он не очень любил мыться, а завтракал и обедал на холсте старого портрета, который использовал также в качестве салфеток.

Однако главным источником информации о художнике были и остаются его картины. Только они искренне и правдиво рассказывают, как думал, творил и для чего жил их создатель. Медики изучают картины, чтобы понять, какие болезни и как влияли на творчество художника. Роберто Лонги садился перерисовывать произведения Микеланджело Меризи, чтобы понять, как он думал. А художники Западной Европы XVII века уверенно развивали караваджизм – специфическое течение в европейском барокко, которое было вдохновлено стилем этого художника-самоучки, скандалиста и неудачника, который, несмотря на все удары судьбы, вошел в историю мирового искусства.

Янина БУТЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ