Напомню, в 1996 году кукольной труппе «Эльф» Черниговского областного театра для детей и молодежи было предоставлено заброшенное помещение нерентабельного кинотеатра и в городе опять появился Театр кукол. Этот театр в принципе является наследником первого в Украине стационарного профессионального театра кукол, открытого в Чернигове в 1921 году.
То, что возобновление статуса Черниговского театра кукол почти совпало с обретением Украиной государственной независимости, не случайно. Можно считать эти параллели символическими. Потому что строительство государства, это как толока — сооружение дома совместно всеми, кто будет в нем жить. И, конечно, обитатели между собой выбирают для этого архитектора и прораба. И от удачного выбора часто зависит, какой будет их жизнь в этом доме и будет ли он вообще возведен.
Черниговские кукольники и зрители с нетерпением ожидали обещанной реконструкции бывшего кинотеатра. Тем более что на 2008-й уже был готов ее проект. Но начало строительства из года в год откладывалось, а с 2011 г. и разговоры о нем утихли! И сложилась патовая ситуация: в областном бюджете нет средств на реализацию проекта реконструкции, а выделить их на капитальный ремонт или частичную реконструкцию (сцены, зрительного зала, закулисья) нельзя, так как есть проект реконструкции всего помещения театра. И никого это не волнует. Кроме самих кукольников.
Надо констатировать, что в первые годы украинской независимости нового периода истории большой подъем охватывал поголовное большинство населения. И за рубежом к Украине относились весьма положительно. Помнится, как на международных фестивалях французские, немецкие, хорватские кукольники говорили черниговцам, что их страна преодолеет все трудности и станет очень успешной. В те времена многие наши художественные коллективы охотно приглашались с выступлениями в разные концы света. Был среди них и Черниговский театр кукол. Театр словно сбросил с себя дремоту: так возник и фестиваль «Черниговские кукольные рандеву» с его домашней атмосферой; фестиваль школьных театральных коллективов «Пролісок»; «Товариство друзів Котигорошка», где в игровой форме знакомили зрителей с традициями народов мира; Творческая экспериментальная мастерская для детей, где они занимались актерским мастерством и играли спектакли на сцене театра. И, конечно, расширился репертуарный диапазон театра, появились спектакли для взрослых, приглашались на постановки режиссеры из других театров. Был подъем, своеобразный творческий кураж, который исчез с началом экономического спада в стране. Общество деградировало, статус театров упал почти до нуля, искусство стало чем-то наподобие игрушки. А все проекты реформирования театрального дела свелись в основном к контрактной системе, не принимая во внимание материально-техническое и финансовое неравенство украинских театров, тотальной коррумпированности и беззакония в государстве.
Театр часто называли «школой жизни». Главное его назначение — предоставлять возможность духовно-морального самопознания. И выбора гражданской позиции. В этом смысле созданы за последние два года и новые премьеры черниговских кукольников. Так совпало, что они поставлены к конкретным датам выдающихся украинских мастеров, но никоим образом их не стоит относить к числу «датских».Ведь что сделаны они по велению сердца и собственным убеждениям.
Для чествования памяти Михаила Коцюбинского, к 100-летию со дня его смерти, театр создал спектакль «Сказочный мир Михаила Коцюбинского» (режиссер В. Гольцов, художник О. Филончук, музыка Е. Станкевича, актеры С. Несмиянов, В. Язычян, А. Шеремок). Как ребенку бороться с собственными страхами, чтобы они не уничтожили его внутренний мир, и стать счастливым человеком — об этом рассказывается в истории по мотивам произведений писателя «Хо» и «Ялинка». Премьера спектакля состоялась в музее-квартире Михаила Коцюбинского.
К 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко вышла премьера рок-оперы «Великий льох» (режиссер В. Гольцов, художник О. Загребина, композитор М. Витковский, хореограф А. Винтовка, актеры О. Денисенко, О. Клименко, В. Язычян, Н. Пионтковская, И. Маджуга, С. Несмиянов, А. Шеремок) как поэтической и философской истории Украины, великого пророчества великого художника. Репетиции драматических коллизий спектакля («Як Батурин славний Москва вночі запалила, Чечеля убила, і старого, і малого в Сейму потопила...») совпали с трагическими февральскими событиями на Майдане. Спектакль вошел в число 12 лучших премьер украинских театров кукол и был представлен на фестивале «Премьеры сезона — 2014» в Киеве, который проходил под эгидой Украинского центра УНИМА.
К 120-летнему юбилею А. Довженко, имя которого носит Черниговский театр кукол, харьковским режиссером Александром Ковшуном был поставлен спектакль «Ріка...Життя...» (пьеса Н. Сикачиной, художник О. Филончук, актеры И. Маджуга, С. Несмиянов, В. Язычян, О. Клименко, Р. Маджуга) о трагедии одиночества Художника в тоталитарной стране. Постановщик, совмещая в спектакле средства театра кукол, драматического театра и видеопроекций, создал ряд особенных метафор, вызывающих у зрителя настоящие глубокие эмоции.
Завершить эту короткую новеллу все же хочется на позитивной ноте. И пусть она будет немножко пафосной. Нестрашно. Потому что так надо сегодня нам всем в нашей стране. Потому что другого не нужно. А именно так, как писал (и верил) в 1769 году немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер: «Украина станет когда-то новой Грецией: прекрасное небо этого народа, веселый нрав, музыкальный талант, плодородная земля и др., когда-то проснутся: так из многих диких племен, которыми тоже были когда-то греки, появится культурная нация и ее границы протянутся до Черного моря, а оттуда на весь мир».