Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без уныния в лице

прошел второй фестиваль городов-побратимов «Киев Майский»
8 июня, 2000 - 00:00


 

 

Наше дело правое... победа будет за нами... Что ни говори,
а сталинская риторика имеет мощный пафосный потенциал и для цитирования
по любому поводу подходит почти идеально. Хотя Виталий Малахов, склонный
к полноте и грандиозным начинаниям главреж Киевского театра на Подоле,
и не Сталин, что-то неизбывно вождистское в нем есть. По крайней мере,
к реализации одной утопии он приступил и ведет строительство светлого художественного
будущего в Киеве полным ходом. Собственно, сентенция Отца народов Малахову
очень идет, ибо свое дело он вершит с прицелом на будущее и все сражения
пока что выигрывает. А дело, надо сказать, хлопотное — театральный фестиваль.

Малахов не устает напоминать, что «Киев Майский» — в первую
очередь фестиваль для широкой публики, не ограниченный рамками одной концепции
— будь-то авангард или традиция, уличный театр или специфические виды перформенсов.
Здесь все представлено понемногу. Вот уже второй год «Киев Майский» дает
весьма неплохую, объемную картину наиболее актуальных сценических течений
в мире. В итоге и придирчивый театрал, и прохожий, занесенный в зал праздничным
прибоем Дня города, в равной степени остаются удовлетворены.

Особенностью нынешнего «Киева Майского» было значительное
расширение зоны его влияния. В его орбиту на правах фринжа (то есть дополнительных
программ) вошли такие представительные фестивали, как камерная «Киевская
парсуна-2000» и фестиваль кукольных театров «Сказки о главном». В географическом
плане торжествует столь модная ныне глобализация. Предварительно заявлялись
театры чуть ли не со всех континентов, но даже и те, что приехали, превратили
программу в пестрый и контрастный ковер. Преобладали восточные ритмы и
орнаменты. В течение двух майских недель наши театралы посмотрели традиционные
труппы, представлявшие наиболее значительные азиатские культуры. Неожиданностью
был просто феноменальный зрительский успех этих театров. Статичное ориентальное
действо, благодаря точности и профессионализму исполнения, продуманной
красоте всех составляющих захватывало зал ничуть не менее, нежели динамичнейшие
изыскания европейцев. Настоящие овации пришлись на долю медитативно-ритуального
корейского театра «Е-Га». Китайский театр из Тайваня «Хань Тхан Юэфу» по
итогам опроса среди зрителей признан лучшим на фестивале. А успех танцовщиц
из индийской труппы «Ганеша Натилая» был вполне прогнозируем. Очаровали
всех и развеселые дамы-клоунессы «Гонинбояши» из Японии. На фоне этой роскоши
неожиданно бледно смотрелись многие авангардные изыскания, привезенные
с другого конца света. К примеру, архититулованный итальянский театр «Вашелло»
продемонстрировал чеховскую «Чайку» в стилистике, принадлежащей как минимум
прошлому десятилетию, а московский Театр на Перовской «уважил» Гоголя убогой
постановкой «Женитьбы». Тем не менее зритель, благодарный уже за саму возможность
оценить разные театры, стили и имена, отнесся и к этим спектаклям достаточно
благосклонно.

Репутацию Запада мастерски поддержала варшавская «Академия
руха» — действительно ищущий, неординарный авангардный театр. Оба их спектакля,
как сценическая «Песенка», так и уличные «Духовные пиры», публику одновременно
и ошеломили, и восхитили. Соединение иронии с крайне необычными способами
выражения сделали работы «академии» крайне запоминающимися. А вот один
из спектаклей фринжа, на сей раз чисто киевский, был необычен в первую
очередь сочетанием пьесы и способа ее инсценировки. Попросту режиссер Михаил
Яремчук осуществил постановку столь сложного текста, как «Вишневый сад»
Чехова, в Киевском театре марионеток. Итогом стала очень милая, изящная
игра с пьесой, в которой на равных участвуют и куклы, и люди. Еще одна
интерпретация Чехова уж вовсе была погружена в стихию экспериментов. Амстердамский
камерный театр, основанный выходцем из России, сотворил довольно странный
коктейль из Беккета и разных пьес Антона Павловича. Так или иначе, новаторство
на «Киеве Майском» было представлено во всех возможных и часто весьма пристойных
вариантах.

Еще одна территория роста «Киева Майского» — встреча и
столкновение жанров. Эту линию Малахов считает важнейшей, планируя уже
со следующего сезона превратить «Киев Майский» в фестиваль искусств. Первые
шаги выглядят убедительно. Выступление в рамках фестивальной программы
культового рок-музыканта и актера Петра Мамонова изрядно смутило традиционалистов,
но привлекло молодежь, которая обычно порог театра не переступает. Успех
сопутствовал и современному итальянскому балету «Ди Тоскано» со спектаклем
«Средиземноморье». А завершающий аккорд и вовсе был блистателен — две концертные
группы из Чикаго, джазовый и блюзовый ансамбли, дали такого джаза и блюза,
что даже в немаленькой галерее «Лавра», казалось, мало места для растанцевавшихся
актеров, режиссеров, критиков и просто людей.

Пока что свои обещания Малахов выполняет. Его фестиваль
для зрителей и интересен, и познавателен. Очевидно и стремление отца-основателя
придать «Киеву Майскому» все черты большого, по западному формату масштабного,
арт-форума. Что ж — не верить этому стремлению оснований нет. Можно не
доверять лишь разве что тому, что происходит вокруг, вне подмостков — слишком
уж это не театрально...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ