Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Богдан Козак празднует юбилей

27 ноября исполняется 80 лет ведущему актеру и режиссеру Львовского национального театра им. Марии Заньковецкой, академику Национальной академии искусств, профессору, декану факультета культуры и искусств Национального университета им. Ивана Франко
26 ноября, 2020 - 11:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Актерский путь Богдана Николаевича  очень успешный: в его творческой наработке — 150 спектаклей! Первый, как отмечено на сайте театра,  состоялся в 1962 году. Среди сыгранного — персонажи классической зарубежной и украинской драматургии. Он очень популярная личность. В канун юбилея  коллеги и поклонники таланта  рассказывают о Богдане Казаке как об актере, педагоге и Человеке с большой буквы.

«ДАЙ, БОГ, КАЖДОМУ КАЗАКУ ТАК КАЗАЧИТЬ, КАК  БОГДАН КОЗАК В СВОИ ВОСЕМЬДЕСЯТ!»

Богдан ТИХОЛОЗ, директор Музея Ивана Франко во Львове, литературовед, кандидат филологических наук:

— Это действительно мужчина крепкий — и телом, и духом. Дай, Бог, каждому казаку так казачить, как  Богдан Козак в свои восемьдесят! Богдан  Николаевич  — один из моих университетских профессоров. Я учился на филологическом факультете, а именно в то время зарождался факультет  культуры и искусств, и нас, студентов-филологов, привлекали к некоторым общим акциям  со звездами украинского экрана и сцены...

Богдан Козак по образованию — филолог, и это очень дает о себе знать на его общей литературной, общей культурной эрудиции. Это образец настоящего интеллектуализма в актерской профессии. Он — образец настоящего интеллектуала, научного исследователя, с кипучей энергией, который и до сих пор не теряет своей студенческой, в хорошем значении этого слова, заинтересованности миром, людьми, жизнью, ну и, понятно, прежде всего — театром. Современная львовская актерская школа в ее разных проявлениях невозможна без энергии Богдана Козака.  Когда он задумал создание отдельного факультета, сначала была создана кафедра актерского мастерства и театрального искусства, то тогда многие смотрели на это со скепсисом: зачем вообще Университету Франко такая кафедра? Но Богдан Николаевич своей энергичностью и настойчивостью знал, что делает. Эта кафедра стала не только ячейкой взращивания актерского мастерства или других театральных навыков и умений — это была и научная ячейка.

Богдан Козак любит интересных и творческих людей. У него твердый мужской характер. Желаю, чтобы его энергия не угасала, чтобы его дела имели прорастание в будущее, продолжение в его учениках.

«АКТЕР-ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Василий ВОВКУН, генеральный директор Львовской национальной оперы им. С. Крушельницкой:

 — Я оканчивал студию при Театре Марии Заньковецкой. Поступил 16-летним, и это была первая моя встреча с театром, хотя и до того, на каникулах в школе, а родом я из села Мацошин, что в Жолковском районе на Львовщине, нас возили на спектакли заньковчан.  Еще со школы помню Богдана — красивого, молодого. И даже я ему когда-то напомнил спектакль Олеся «Ночь на горной долине». И это было мое первое увлечение — через Театр Заньковецкой, через Богдана Козака, через Ларису Кадырову, которые играли тогда в паре, с прекрасным профессиональным театром.

 Чем отличается Богдан от других актеров? В первую очередь это  думающий актер, актер психологического плана, интеллектуал. Это всегда продуманность роли, ощущение сверхзадачи — что и зачем ты делаешь. И это его среди всех выделяло, потому что в то время театр имел прекрасных актеров — рядом работал Богдан Ступка,  Федор Стригун, я уже не говорю о старшем поколении — Романицкий, Яременко, Каганова.

В настоящее время Богдан Козак — могучий человек театра, который стал примером для наследования для многих, других уже поколений. Потому что, кроме работы в театре, Богдан Николаевич  еще посвящает себя преподавательской деятельности — ведет актерские курсы, и очень хорошо, что он имеет возможность передать свой профессиональный опыт.

«ВСЕГДА ЧУВСТВУЕТ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПРАВДУ»

Алексей КРАВЧУК, актер, режиссер, директор Театра эстрадных миниатюр «И люди, и куклы», доцент кафедры театроведения и актерского мастерства факультета культуры ЛНУ:

 — Богдан Козак до сих пор в прекрасной актерской форме. Он невероятно много слышит, знает. И он — фантастический актер на сцене. Дай, Бог, ему многая лета и здоровья!   И что бы он не играл, все всегда очень четко, очень точно в нем звучит — говорю о его изысканной интеллектуальной харизме.

И как преподаватель он — уникальный человек. Я имел честь у него учиться в 1980-х. Он преподавал в студии и йогу, и рассказывал нам о Гротовском.

Он до сих пор многим помогает, всегда чувствует театральную правду, которая в действительности очень редко случается.

Недавно сыграл и в моей постановке «Фредерик, или Бульвар преступлений» по Шмитту, и это — одна из наиболее интересных, на мой взгляд, ролей Богдана Козака за последний период.  А в целом помню его Богуна в «Богдане Хмельницком», Брянского в «Знаменосцах», Гостомысла в «Сне князя Святослава», Марунина в «Кафедре», замечательный и фантастический его Абель Знорко в «Загадочных вариациях». Вот первое, что вспомнилось. Все работы Казака — очень интересные. 

«АКТЕР ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНЫЙ И БЕЗ ИЗЛИШНИХ ЭМОЦИЙ»

Любовь КИЯНОВСКАЯ, музыковед, доктор искусствоведения:

— Наше непосредственное знакомство состоялось в начале 1990-х, когда мой муж, Виктор Каминский, писал музыку к спектаклям «Павел Полуботок», трилогии «Мазепа», «Народный Малахий». И в тех всех спектаклях был занят Богдан Козак. Среди других актеров он был очень убедительным и без излишних эмоций. Всегда с большим художественным вкусом в своих ролях. В частности, запомнился в «Полуботке» в роли Петра I. Он играл человека очень противоречивого внутренне, у которой были свои порывы, но, тем не менее, который был убежден в том, что власть нужно держать... злодеянием, и для него это даже не было злодеяние — это была естественная форма проявления себя как владетеля. И потому такой, собственно, преувеличенной стилистики он себе не допускал.

Потом я имела возможность с ним познакомиться как с руководителем в университете — он был деканом актерского факультета (через несколько лет преобразован в факультет культуры и искусств). Казак пригласил меня после защиты докторской преподавать у них психологию творчества.  Работать с ним  — гениально. Общение всегда было на высшем — интеллигентном — уровне.

Он пишет очень хорошие тексты, как театровед — он глубокий ученый. И как человек он мне очень импонирует —  ценю мудрых, порядочных и таких, что на своем месте, людей. Вот он всегда на своем месте.

«ЛАКМУС НА ХОРОШЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Вадим СИКОРСКИЙ, сначала — актер, потом — режиссер Театра им. Марии Заньковецкой:

— Когда меня зачислили в театр, оставили в театре по окончании студии, у нас тогда была институция наставничества. И каждый молодой, кто приходил в Театр Заньковецкой, имел наставника. Меня выбрал Богдан Николаевич. И я во многом ему благодарен, потому что он неформально к этому относился, а если была возможность подсказать или реально влиять на события,  он это делал и был настоящим наставником.

Много мы с ним работали. И успешно. И поездили много. Я ему  очень благодарен и за свою такую судьбу в театре.

Козак — хороший пример настоящего трудоголика. Он очень хороший индикатор — лакмус на хорошее театральное искусство. Его уважают и во Львове, и в Украине, и за пределами Украины.  Например, в Польше его называют «доктор Козак» — с уважением, с большим уважением относятся к нему.

Он всегда занимался, поддерживал себя в прекрасной физической форме.

Что касается науки, то он пишет. И хорошо пишет.

Я много привлекал его к работе. «Загадочные вариации», «Сеньор...», «Амадей».  С ним классно работать! И, кстати, у него на репетициях все хорошо с юмором, с настроением. А если вспомнить те объемы, которые нужно было усвоить, то я даже не знаю другой пример! Возьмем «Амадея». Это тонна текста! А у него есть репетиции, преподавательская работа, поездки  Киеву и из Киева. И ни разу не было такого, чтобы что-то не знал, о чем мы договаривались. Где он это делал? В купе, в тамбуре, по дороге в театр в трамвае. То есть это — абсолютный пример честного отношения к профессии.

«ЭТО БЫЛО ПОДАРКОМ. И ДАЖЕ БОЛЬШЕ!»

Олег СТЕФАНОВ (Стефан), педагог и актер —  Львовского театра им. Леся Курбаса и  Киевского театра на левом берегу Днепра:

— Во-первых, я очень благодарен Сикорскому за то, что принес «Загадочные вариации» Шмитта мне, потому что я работал в другом театре.  Богдан Николаевич выразил желание работать именно со мной. Это было подарком. Встречу с этим материалом и этим актером воспринимаю, как ступеньку в своем внутреннем, духовном, творческом развитии. Это не просто спектакль и не просто сотрудничество с Козаком. Это мост, который я больше всего уважаю  в искусстве, — между поколениями. А поскольку в Театре Курбаса была более-менее однородная возрастная ситуация с актерами, то встреча с этим мастером подарила мне встречу со школой, которую они унаследовали от учеников Курбаса.

Богдан Николаевич несет в себе несколько традиций. И его личность привлекала меня все время своей несхожестью  с другими.  Он практиковал то, что не практиковал никто в то время. И слухи об этом доходили до меня, когда я только начал свой путь и когда работал в Харьковском театре им. Шевченко. Я уже тогда знал, что есть такой актер — Богдан Козак, который применяет духовные практики, практикует йогу. Для меня это было просто чудом. А здесь вдруг Козак обращает внимание на индийские традиции, на технику, на тренинг. И у нас это были первые такие импульсы, что актер — это инструмент и что актер должен держать себя в форме. И тогда уже не только Козак, но и другие учителя влияли на меня в этом плане: что актер — это инструмент, и что нужно исследовать его составляющие  — духовные, душевные, звуковые, эмоциональные и так далее. То есть Козак — это большая глыба в театре. И это мастер!

Восхищаюсь не только актерской работой Козака, но и преподавательской. Тем более что рождение театрального факультета в Университете Франко — это очень важно было не только для Львова, но и для всей Западной Украины. Это в действительности — уникальный опыт. И то, что открылось столько кафедр и есть возможность выпускать поколение за поколением актеров,  — это очень ценно. И еще важно, что Козак постоянно издавал переводы. И часто бывало — издавал первым на постсоветских поприщах. То есть переводы Гротовского, Питера Брука — это все его рук дело, и это вызывает большое уважение.

«БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ ЖИТЬ В ОДНО ВРЕМЯ С БОГДАНОМ КОЗАКОМ»

Андрей МАЦЯК, генеральный директор Театра имени Марии Заньковецкой:

— По уровню  влияния на общество, по уровню восприятия общества, любви к людям, актерскому мастерству, интеллекту могу сравнить Богдана Ступку и Богдана Козака. Они для меня в этом смысле — побратимы. И для меня большая честь, что  имею возможность жить в одно время с Богданом Козаком и работать в одном театре.

Богдан Николаевич дал свободу выбора своим детям, потому что они не работают в театре, а развиваются, и очень успешно, по собственному выбору.

Козак счастливо совмещает в себе и блестящего актера, прекрасного педагога, который выпустил из-под своего крыла огромное количество молодых  талантливых актеров. Играет на сцене много людей. Преподавателей — тоже достаточно, но вот такое сочетание случается очень редко.

Я привез Богдану Николаевичу из Киева орден Ярослава Мудрого IV степени. Указ был подписан Президентом еще ко Дню независимости. И вот теперь, к юбилею вручат Козаку награду.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ