Свой 83-й сезон Винницкий областной музыкально-драматический театр им. Н. Садовского открыл спектаклем с экзотичным названием «Идзанами. Богиня, которая влечет». Пьеса киевского драматурга Татьяны Иващенко, поставленная главным режиссером театра Таисией Славинской, превратилась в яркое зрелище благодаря сотрудничеству театра с другими столичными художниками (что и вызвало дополнительные расходы не только из-за гонораров, но и благодаря качеству постановки). Художник-постановщик «Идзанами...» — известный сценограф, главный художник Национального театра им. И. Франко Андрей Александрович-Дочевский, музыку написал не менее известный своими театральными работами столичный композитор Иван Небесный. Результат такого творческого симбиоза превзошел все ожидания винницкой публики. Щедрый визуальный ряд сценограф выстраивает с помощью французской живописи позапрошлого века и традиционных японских картин (кайга), постоянное звучание французских и японских мелодий обрамляют мелодраматическую историю любви (соседства европейского и восточного искусств в пределах одного спектакля — любви интернациональной).
По сюжету французский дворянин Эрве (Григорий Сиротюк), приехав в далекую Японию за личинками шелкопряда, попал в сети Амура. Страсть, может, и не стала бы для него роковой, если бы очаровательная жена Самурая (Роман Хегай-Семенов) Асагао (Жанна Андрусишена), несмотря на строгие моральные законы традиционного восточного общества, ответила мужчине взаимностью. Это не флирт. Чувства Эрве и Асагао слишком глубоки, чтобы осквернить их поспешным интимом. Лишенная сантиментов, культура самураев охлаждает желание мужчин завладеть чужой женой. «Путь Самурая — это смерть. В ситуации «или-или» без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Наберись решительности — и действуй» — так начинается известная книга Ямамото Цунэтомо Хагакурэ «Скрытое в письме», которая является своего рода кодексом Самурая. Тот, кто способен без страха и колебаний умереть в любое мгновение, без страха и колебаний способен принести смерть другим.
В романе Аллесандро Барикко «Шелк», сюжет которого Татьяна Иващенко положила в основу своей пьесы, влюбленные вообще лишены возможности общаться (в спектакле же им такая возможность подарена). Если учесть, что сто лет назад путешествие из Европы на Дальний Восток занимало, по меньшей мере, три месяца только в одну сторону (мы уже не говорим об отсутствии нынешних электронных средства общения), то можно себе представить, какого градуса достигали чувства влюбленных, каждая встреча которых могла быть последней! Драматизма ситуации добавляет и то, что у Эрве есть жена Мадлен (Наталия Шолом), которая догадалась о тайной страсти мужа, но ни единым словом не упрекнула его за это. Более того, она писала ему письма от имени далекой японки, таким образом, проживая страсть своего мужа вместе с ним.
Вольно распорядившись сюжетными коллизиями «Шелка», Т.Иващенко, чтобы придать истории любви универсальное, вселенское звучание, ввела в сюжет пьесы героев японской мифологии, в частности Идзанами — богиню созидания и смерти. Поэтому винницкий зритель, придя на премьеру, не только пережил мелодраматические коллизии еще одной истории любви, но и приобщился к высоким образцам мировой культуры.