Свои работы представила одесская художница Наталья МАРИНЕНКО. Украинское барокко, индуизм, мертвая старуха Даниила Хармса, танцы хасидов и «дополненная реальность» — все смешалось в этом удивительном проекте.
Бог не свергнут, а точнее, боги. По выставке «Запеченная керамика» путешествует чуть ли не весь пантеон индуистских божков. Не впервые ли в Киеве в арт-центре Educatorium керамические скульптуры — цикл Humsaf.ar — представлены в технологии «дополненной реальности». Виртуальные 3D-модели на вид ничем не отличаются от объемных, тех, которые имеют настоящую материальную «телесность», своих оффлайновых побратимов. Но разглядеть их можно только через экран планшета или смартфона. Предварительно скачав созданное программистом Дмитрием Докуновым приложение.
Наталья МАРИНЕНКО
ЛОВИТЬ ШИВУ — ЭТО НЕ ЗА ПОКЕМОНАМИ ГОНЯТЬСЯ
По совершенно пустой на вид комнате, где на полу разложены только старые индийские газеты, блуждают люди. Они хохочут и жестикулируют, глядя на экраны в своих руках, и становятся похожи на больных «шаманской болезнью». Или — на духовидцев, все как один — Моисеи или же Сведенборги. Но, как говорил герой известного мультика, «с ума все вместе не сходят»! Киевляне, увлеченные поиском виртуальных скульптурных богов, и сами не замечают, как становятся вполне реальными «живыми» экспонатами выставки. Ловить Шиву из Кали — это не за покемонами гоняться, сразу столько смыслов открывается!
«Запеченная керамика» Натальи Мариненко — проект осмысленный. Хотя на первый взгляд — смешной и ироничный. Он возвращает нас к традициям высокого барокко с его идеей «мира как книги». К восточной идее множественности миров. По меньшей мере объединение очень серьезного «по сути» и комичного «снаружи» можно сравнить со стихотворениями и прозой Даниила Хармса.
Кстати, мертвая бабушка и в экспозиции есть. С зажженной восковой свечой в руках она лежит в глиняном корыте. И блаженно улыбается... «Умерла от счастья», — объясняет Н. Мариненко.
Еще среди экспонатов восьми циклов «Запеченной керамики» (кстати, искусствоведческую спецификацию к выставке написала сама легендарная Ута Кильтер, но ее текст заслуживает отдельного прочтения) можно увидеть глиняных живых и мертвых голубей. Керамические картины, а в частности, ироничные женские портреты, изображение танцующих хасидов, глиняных самураев, которые сражаются на... кисточках для туши. Самые известные одесские художники здесь стали памятниками самим себе (цикл «Сладенькие»): Леонид Войцехов — синим Шивой, а Александр Ройтбурд — царьком из обожженной глины в игрушечной короне. А Тарас Шевченко, вернее, копия его «бюста» превратилась в расписанные баклаги для... самогона.
— В штоф вмещается ровно полтора литра. Нет, «политики» здесь нет, вы о чем? Просто когда-то я работала на фарфоровом заводе сантехнических изделий в Славуте. И именно самогон служил там основной «валютой». Без «пол-литра» — никуда, — смеется художница.
Политические, «актуальные» коннотации и в самом деле придумываем, глядя на выставочные работы, мы сами. Как и в обычной жизни, сами придаем событиям содержание, каждый — свое, субъективное. С некоторым опасением большинство зрителей внимательно разглядывает совсем уже причудливую скульптурную пару. В глиняный лоб «Дембельского Шивы» впаян магазинный железный шеврон с армейской фуражки. Зачем оно? Это — похвала или же тонкое издевательство? Персикового цвета трогательный слоненок Ганеша увенчан цветами. А на нем — металлическая каска времен Второй мировой войны. Немецкая. («Купила аутентичную, у антикваров», — объясняет ее происхождение Н. Мариненко). И протягивает к зрителю ладошку с вырезанной на глиняной коже свастикой. «В действительности свастика — «индийская», правильная. Солярный знак. Указывает на плодородие и другие хорошие вещи. Но каждый объясняет увиденное в зависимости от собственных установок», — комментирует художница.
«РЕЧЬ — ПОНИМАНИЕ»
Игра со знаменитой гумбольдтовской антиномией «речь — понимание» как доказательство неоднозначности окружающей реальности — это, видимо, и является основным месседжем этой причудливой выставки. Да и в целом «символического» творчества художницы. Известной, в частности, еще и благодаря сотрудничеству с Киевским театром «ДАХ». Вместе с режиссером Владом Троицким Наталья работала и над созданием «Гогольфеста». А свой стиль, который называет нарративно-аналитической терапией, «изобретала»... в гараже режиссера, который в те времена служил ей мастерской. В последние годы Н.Мариненко половину времени проводит в родной Одессе, где создала детскую керамическую студию «Детский Лепет». А по полгода живет в индийском Гоа. Там создает «запеченную керамику» при местном музее современного арта. Итак, по крайней мере виртуальные боги из киевской выставки — это действительно серьезно.
Реальные прототипы глиняных скульптур индуистского пантеона Натальи Мариненко сейчас находятся в Индии. Одну из них в течение двух недель на алтаре даже «нарисовал» местный индуистский священник. Пани Мариненко об этом рассказывает с заметной гордостью. 3D-скульптурой доброй богини в Educatorium можно полюбоваться прямо рядом с лукавым Ганешей. Если, конечно, будешь помнить, что любая реальность — «дополненная». А не только та, какой она кажется, какую осознаешь при первом же взгляде...
Выставку можно увидеть до 9 июня.