Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Болгарский перформанс

Недавно в Софии прошел мастер-класс руководителей театра- лаборатории «Сфумато» Маргариты Младеновой и Ивана Добчева
10 августа, 2006 - 18:13
ДИАНА ДОБРЕВА НА СЦЕНЕ ТЕАТРА «СФУМАТО» / ФОТО АВТОРА

Он был устроен для молодых художников из европейских стран в рамках Международной программы «25 ++», основанной Французским центром «AFFA» и Европейским «Сulture 2000». Организаторы заботятся о развитии современного искусства, его обогащении в диалоге между культурами разных стран. В данном проекте участвовали представители Бельгии, Болгарии, Грузии, Литвы, России, Румынии, Франции и Украины.

Наработки болгарского театра-лаборатории «Сфумато» привлекают внимание в первую очередь своей некоммерческой направленностью, а также уникальной творческой практикой. В постановках театра (среди которых много таких, которые основываются на произведениях классиков, в частности Достоевского, Чехова, Толстого, Цветаевой) решаются прежде всего не эстетические, а духовные проблемы. Собственно, его творческое кредо — рассматривать искусство как определенную духовную практику. Такая позиция близка многим творческим личностям среди как зрителей, так и деятелей искусства.

— Современный человек объявил себя богом и начал бесцеремонно обращаться с природой, из которой он вышел. Среди многих болезней, по нашему мнению, самая страшная — амнезия памяти на то, что человек принадлежит к чему-то большему. Мы ищем путь, на котором театр повернется от индустрии развлечений к своим истокам, к изначальному назначению быть духовным ритуалом; актом, в котором человек соразмерен по энигме бытию и стремится постичь тайну, — так разъясняют свою позицию руководители театра, который длительное время даже не имел помещения.

Нынешний мастер-класс «Извне — внутрь» («From Outside to Inside») — это десятидневный перформанс, в котором исследовались глубины человеческой личности в трансформации обстоятельств, которые он сам выбирает. Участникам, имевшим немалый актерский опыт, предлагали забыть свои навыки и по-новому подойти к перформансу, ни в коем случае не «играть», а ставить на себе опыт, побуждая к открытию в себе иного, до сих пор неизвестного.

Начальной («внешней») ситуацией для перевоплощений служили вещи, разнообразная одежда и прочие предметы, собранные на сцене, которые бы помогли возбудить определенный импульс к дальнейшему эзотерическому («внутреннему») путешествию. На последнем этапе помощью для поднятия на высшую ступень служили отрывки из текстов, насыщенных многоизмеримой экзистенцией известного французского писателя Бекета.

«Переключение от «Я», познающего, к «Я», открывающего «Иного», необратимо расширяет объем личности... Совмещать взгляд от себя к иному, от иного к универсуму как к прародине человечества. Изменение основного объекта жизни — это акция» — интерпретируют сущность перформанса М. Младенова и И. Добчев.

«Результаты опытов», которые ставили «на себе» представители стран с различным происхождением, менталитетом и образованием, оказались самыми разнообразными. Так, некоторые участники достигли почти мистического переживания, по напряжению приближенного к античной трагедии (Матильда Лефевр из Бельгии, Диана Добрева и Снежина Петрова с Болгарии, Гитис Иванаускас из Литвы). Другие опыты обнаружили притяжение к базисным человеческим архетипам, связанных с рождением, любовью и смертью (Габриэла Крису, Иоана Калота и Мария Обретин из Румынии) . Интересными были также опыты по самоидентификации Грегори Робарде из Франции, Веры Воронковой из России, Франческо Италиано из Бельгии, когда на глазах они меняли пол или возраст участника в зависимости от того, что захватывало воображение: подобие мужчины, женщины или животного. Пластичности тренированного тела и языка пантомимы отдали преимущество в этих опытах Эдита Ужайте из Литвы и Амиран Шаликашвили из Грузии, неразделимые каждый со своей актерской школой.

Некоторые опыты акцентировались на конфликте между условным «Я» и «Иным», представляя амбивалентность существования, обычно характерную также для состояния художника в стадии создания. Тут можно было наблюдать проявление фобий (страдание от обнажения тела, водобоязнь и тому подобное), которые экспрессивно переживали болгары Иван и Христо Петковы, Диана Добрева и Снежина Петрова. На следующий день или же через миг такое некомфортное состояние могло трансформироваться в относительный покой.

В начале мастер-класса было заметно, с каким восторгом молодые актеры стремятся почувствовать свободу, освобождение от себя. Неоформленная, выпущенная, как копье, энергия напоминала буйных сумасшедших, не без риска навсегда покинуть пределы реальности. Хорошо, если под конец им удавалось укротить себя и, пройдя через катарсис, то есть очищение духа, слиться с тихой безграничностью. Тут интересно, как опыт древнегреческой трагедии, катарсиса, может понадобиться в contemporary art, где произведения довольно редко достигают такого же масштаба, оставаясь на стадии бунта ради бунта, собственно только грубость (что также имеет право на существование).

Следует заметить, что многие участники окунали себя в культурологический, также безгранично интересный слой. Так, француз Жюльен Лакруа спонтанно двигаясь за каждым предметом, как за живым существом, воплощал растерянность человека в этом вещевом потребительском мире, с какой-то трогательной, «чаплинской» гуманистической интонацией. Молодая и красивая француженка Амели Клемент превратилась на сцене в скрюченную старушку, барахтающуюся в воспоминаниях о мужчинах, которые ее когда-то покинули, проецируя свое одиночество лишь на собачку, которая, в итоге, оказывается заскорузлым ботинком на шнурке. Русский актер Константин Чепурин, не без знаменитого МХАТовского психологизма, также переживал удивительные мгновения «маленького человека», неисчерпаемой темы, которая корнями уходит к персонажам Гоголя и Лескова.

Все эти события сопереживали и фиксировали фотоаппаратом представители визуального искусства Елена Голубь из Украины и Гурам Цибахашвили из Грузии.

10 дней перформансов в болгарском театре «Сфумато» обнаружили широкий спектр возможностей путешествовать не только «извне — внутрь», но и наоборот, с различными степенями пластичности и постижения глубины бытия и искусства.

Елена ГОЛУБЬ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ