Несколько дней назад директор Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой во Львове Михаил КОБРИН изложил очень эмоциональную заметку в социальных сетях: «Мы ждали и работали над этим целый год!!! Порой казалось, что все обстоятельства – против нас. Но последние два месяца все шло «как надо», и было ощущение помощи «высших сил».
А причина такой радости Михаила Кобрина и всего коллектива Музея Крушельницкой информация о том, что Львовский городской совет приобрел для потребностей заведения, расположенного на втором этаже дома №23 на ул. Соломии Крушельницкой, квартиры, что этажом выше.
Какая площадь жилища, во сколько оно обошлось ЛГС и что именно будет в этих «квадратах», «День» спросил у автора утешительного поста. Но говорили мы с Михаилом Кобриным не только об этом. Также – о результатах «тихого» аукциона и о подготовке к юбилею – 150-летию со дня рождения Соломии Крушельницкой, что приходится на сентябрь 2022-го, и к этой дате в музее много чего запланировали сделать. Обо всем этом – дальше в разговоре, а перед этим – краткая справка.
Музей наипрекраснейшей и самой очаровательной Баттерфляй (так называл Соломию Крушельницкую композитор Джакомо Пуччини) расположен в трехэтажном особняке, который с 1903 года по 1939-й принадлежал семьи этой известной во всем мире артистки. Новая власть национализировала дом, оставив Соломии Амвросиевне четырехкомнатную квартиру, в которой она жила до отхода в Вечность (в ноябре 1952-го).
Музей функционирует с 1989 года. В экспозиционных залах – оригинальные фотографии, афиши, программы концертов, портреты, фрагменты сценических костюмов, нотные издания, личные вещи певицы. Но не только ее – в колекции много интересных материалов, связанных с именами других выдающихся деятелей музыкальной культуры, в частности, Станислава Людкевича, Модеста Менцинского, Одарки Бандривской и Любки Колессы.
ПРОЦЕСС ДЛИЛСЯ 30 ЛЕТ
- В целом на третьем этаже над музеем – четыре квартиры, - говорит Михаил Кобрин. - Площадь приобретенной нами – 59,4 квадратных метра. Стоимость ее – 1 миллион 646 тысяч гривен (эквивалентно 60 тысячам долларов). Переговоры относительно приобретения и процедура длились ровно год. То есть, в июне 2020-го мы увидели информацию, что продается квартира, и обратились в управление культуры, которое дало разрешение на переговоры с владельцами и риелтером. Мы все очень довольны, потому что процесс выкупа длился один год, но глобально этот процесс длился 30 лет, потому что постоянно что-то не складывалось (то хозяину квартиры не нравились варианты, что ему предлагали, то у городского совета не было средств на приобретение этого жилища, то выборы препятствовали, то исполком не мог в полном составе собраться). Поэтому мы весь этот год побаивались, что опять что-то сорвется. Большое спасибо управлению культуры, его руководителю – Наталье Бунде, депутатам, которые нас поддержали и проголосовали за это решение, городскому голове Львова и его заместителям.
- Как по мне, купить квартиру – это хорошо, но это – половина дела. Потому что ее же, эту квартиру, еще надо приводить в порядок.
- Да, надо. Потому что, возможно, мы в перспективе обустроим в этом помещении интерактивное пространство, и ремонт придется делать. Но этот вопрос сейчас откладываем. В ближайшее время переселим этажом выше администрацию – кабинет директора, бухгалтерию и помещение, где работают ученые. Наверное, переместим сюда и часть фондов. А те комнаты, которые освободятся на втором этаже, хотим использовать для новых экспозиций. В частности, есть идея создать кабинет Мирослава Скорика (если его семья согласится), потому что Мирослав Скорик и Соломия Крушельницкая имеют семейные связи, о чем Мирослав Михайлович охотно вспоминал почти во всех интервью. Следовательно, сделать кабинет Скорика – было бы очень хорошо. Возможно, это первый шаг к созданию Музея Мирослава Скорика во Львове. А в другой комнате обустроим выставочный зал для переменных экспозиций. В большом нашем салоне хотим представить тему «Крушельницкая и Львов», потому что она, эта тема, в действительности выпадала из нашей экспозиции: мы заканчивали итальянским периодом, периодом Виареджо. Конечно, всегда рассказываем о львовском периоде Крушельницкой, а он – длительный, с 1939-го по 1952 год, и очень интересный. И, чтобы его осветить в экспозиции, продемонстрировать, есть много материалов.
«ТИХИЙ» И НЕ ТИХИЙ
- Я поняла: появилась возможность перейти из теоретической плоскости в практическую. И это – хорошо. А в завершение хочу спросить о следующем. Мы с вами, пан Михаил, достаточно много уже говорили о подготовке к 150-летию со дня рождения Крушельницкой - имеете мощную информационную поддержку от нашего издания. В нескольких материалах «Дня» (в апреле, мае и июне) шла речь об аккумуляции средств на ремонт помещения музея и обновление экспозиции, чтобы в сентябре 2022-го достойно принять гостей со всего мира, которые приедут во Львов и придут в музей по случаю юбилея Соломии Амвросиевны. Для этого вы организовывали сбор художественных работ известных художников, выставленных в конце мая на аукционе «Подарок для Соломии», который проводили во Львовской опере. На торгах представили 65 творческих работ (картин и скульптур), подаренных художниками для этой инициативы. А потом еще у вас был «тихий» аукцион.
- Да, он длился у нас с 10-го по 17 июля. К сожалению, продалась только одна картина. То есть, аукцион прошел неудачно, и мы решили сделать паузу, потому что не благоприятное для торгов время.
- Может, отпуска воспрепятствовали?
- Наверное, да. Многие люди отдыхают, разъехались. Поэтому будем ждать сентября – попробуем провести вторую фазу «тихого» аукциона. Возможно, он будет успешнее, потому что в это время, как правило, большинство приступает уже к работе. Онлайн представим произведения, которые у нас остались, и, надеюсь, это даст результат.
- А еще раз вернуться к формату аукциона во Львовской опере не планируете?
- Будем советоваться относительно этого. Потому что есть разные мнения: кто-то - очень «за», кто-то - очень «против». Главный аргумент «против» - нужны новые, другие произведения, а это, понятно, - сложно. Есть ряд организационных и технических моментов, которые надо согласовывать. В противовес онлайн-событиям.
- Получается, «провисает» вопрос с аккумуляцией средств для ремонта помещения музея и обновления экспозиции, поскольку рассчитывали собрать значительно большие суммы?
- Я бы так не сказал. Мы уже приглашали реставраторов, и они считают, что той суммы, что мы собрали, а это – 230 тысяч гривен, достаточно для того, чтобы привести в порядок наши затопленные с третьего этажа потолки (Кстати, затопление происходило, и неоднократно, именно из той квартиры, которую городской совет сейчас приобрел для музея. - Т.К.). Реставраторы даже предлагают провести зондирование, чтобы открыть изначальные росписи, а не последующие. По крайней мере, частично, фрагментарно. Сейчас эта идея на стадии обсуждения – и с художниками, и с управлением культуры городского совета. Имеем одобрительные отзывы.
- Наверное же, придется и освещение менять?
- Да. Желательно. Чтобы посетители наши видели не отреставрированное, а оригинал. Повторюсь: реставраторы пообещали уложиться в смету. Да и управление культуры обещает, что осенью, когда будет пересмотр бюджета, поможет нам, по возможности, финансами на реставрацию потолков.
- Известно, когда эти работы начнутся?
- Мне бы очень хотелось, чтобы уже в этом месяце. Если нет, то в сентябре точно!
***
В конце наведу последнее предложение из заметки Михаила Кобрина в соцсетях относительно приобретения квартиры для потребностей музея городским советом: «Это историческое событие для Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой во Львове, приближающее историческую справедливость – возвращение всей «Музичної кам'яниці» под духовную опеку великой Соломии Крушельницкой».