Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борьба тела с маской

В киевской галерее «Триптих АРТ» открылась персональная выставка Анатоля Степаненко
31 августа, 2018 - 11:04

Творчество этого художника многогранно. Помимо живописи, в его наработках - графические работы, изысканные постановочные фотографии, инсталляции и пространственные объекты, авторские тексты. Степаненко организовывал перформансы, был куратором художественных мероприятий, попробовал себя и в роли режиссера. По окончании Высших режиссерских и сценарных курсов в Москве в 1980-х годах он снял на киевской киностудии имени Александра Довженко два фильма: «Полнолуние. Ноктюрн» по роману Валерия Шевчука «Панна сотница» и «Часовщик и курица» по мотивам пьесы Ивана Кочерги. Эксперименты с аудиовизуальными форматами продлились в следующем десятилетии. Речь идет о видеоработах «Коллаж» (1992 год) и «Подземные танцы» (1998 год).

Художественное образование Анатолий Степаненко получил сначала в Киевском художественно-промышленном техникуме, а затем во Львовском институте декоративно-прикладного искусства (в настоящее время это Львовская национальная академия искусств). Поэтому его творчество совмещает черты, характерные для творческих организаций Киева и Львова, и в то же время позволяет по-новому посмотреть на еще не до конца осмысленное время перехода от советской империи к строительству нового независимого государства. Здесь и взгляды последнего поколения художников отечественного андеграунда, которые творили на грани 1970-х и 1980-х, и несколько хаотический спектр мотивов «новой волны» 1990-х.

К выставке «Мятеж масок» были отобраны работы, созданные как раз на изломе эпох - в конце 1980-х и в начале 1990-х. Эти картины уже нашли свое место в музейных коллекциях, но их краски, узоры и смыслы до сих пор ярки и актуальны, невзирая на тридцатилетний возраст.

Тема масок, за которыми люди прячут настоящие мысли и чувства, прослеживается не только в картине, которая дала название выставке. Среди больших по размеру произведений затаились «Оборотень», «Лукавый гость» и несколько небольших масок.  Они скрыты даже там, где, кажется, их не должно было бы быть. Например, триптих «Компьютерный вирус Z», где среди тесного переплетения узоров и графических элементов угадываются выражения фальшивых лиц, которые смотрят на тебя пустыми глазницами. Человеческие профили угадываются и на заднем плане диптиха «Коммуникации», выполненного в подобной манере. Почти нескрываемое напоминание о том, что машинами пока руководят люди, а значит действия и вирусы, которые их поражают, тоже имеют человеческую природу.

«ДВОЙНАЯ МАСКА»

Герои картин, которые демонстрируются на выставке, выглядят противоречиво. С одной стороны, какие-то безумные разноцветные маски с длинными носами и языками, с другой - голые тела с нескрываемыми шрамами и отметинами, которые много чего могут рассказать внимательному зрителю. Противопоставления правдивого языка тела и безликих щитов на лицах оттеняют другие элементы. Линии из штрихов и пунктира очерчивают едва видимые связи, а микс буйных цветов и спокойных оттенков напоминает о разнообразии жизни, которая бурлит вокруг, пока люди примеряют новые выражения лиц.

Это первая персональная экспозиция художника в Украине за последние пять лет. Работы Степаненко экспонировались в больших тематических проектах «Художественного арсенала», Института проблем современного искусства и Национального художественного музея Украины. Он принимал участие и в больших зарубежных художественных акциях, например, в экспозиции баннеров на биеннале в Венеции, в проекте международной художественной группы FABS в Лодзе, в IV Международной триенале графика в японском Кочи, выставках миниатюр и малых форм живописи в Норвегии и Польше, выставке независимых украинских художников в Нью-Йорке и т.п.

«ЛУКАВЫЙ ГОСТЬ»

В 1990-х Степаненко стал стипендиатом международной программы обмена для художников в Базеле, несколько лет жил и работал в Швейцарии. Его произведения хранятся в фондах музеев по всему миру, персональные выставки проходили в Базеле, Цюрихе, Трире, Тбилиси, Кракове. Исследователи творчества Степаненко надеются, что «Мятеж масок» станет первым шагом к более глубокому знакомству с наработками художника, которые в нашей стране до сих пор не представлялись комплексно.

Выставка проходит по 11 сентября.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ