Напомним, премия «Бронек», основанная потомками выдающегося украинского актера Амвросия Бучмы, до сих пор отмечала выдающиеся работы работников сцены лишь столичных театров. В настоящее время «Бронек» заметил театральное событие ниже по Днепру — в Днепропетровске. Недаром молодой по всем измерениям театр этого города-великана носит название «Верим!». Они действительно верят — в правду, в человека, в справедливость, красоту и — представьте себе! — в лучшее будущее. И реализуют эту свою гражданскую и художественную веру в творческих деяниях.
Чтобы верить в лучшее будущее, нужно осмыслить свое прошлое. Осмыслить сердцем, пропустив его сквозь собственную душу. Так родился в театре «Верим!» спектакль о Голодоморе «Голодная кровь». Рожденный не конъюнктурой, а кровью сердца, голодной на правду собственной истории. А, чтобы вы знали — в медицине есть такое физиологичное явление, «голодная кровь». Это когда организм, исчерпав все запасы жира, энергии, начинает потреблять собственную кровь. Тогда человек с голодной кровью, лишенной жизненно важных веществ, сходит с ума, иногда прибегает к каннибализму и, в конечном итоге, умирает. А теперь поставьте на место отдельного человека организм народа, общества — и будете иметь то, что мы имеем. Украина была больна голодной кровью, потому что в ней была истреблена сила рабочих рук к земле, расстреляна интеллигенция, искажена история и примитивизирована культура, загрязнено национальное самосознание, искривлен язык. В результате мы безумели «раскулачиванием», прибегали к каннибализму доносительства, болели страхом и онемением, нам говорили (и говорят) «вы моголи» (малороссы) — «моголи, моголи», соглашались мы, «онучата голі».
В настоящее время Украина с трудом начала восстанавливать свою кровь, кровь здоровой, сильной нации. Еще не всегда срабатывает в ней здравый смысл, еще клонимся под ветрами «старших» братьев и заграничных «друзей». Сейчас надежду несет молодежь, в частности, те артисты и журналисты из Днепропетровска, которые на своей земле «розпитали мучеників: кого, коли, за що розпинали» (Шевченко). И из этих рассказов, пропущенных через собственную душу, замесили свой спектакль, рассказали и прожили свою историю. А когда в финале спустились петли рушников и в них, как в колыбелях, закачались буханки черного украинского хлеба под охраной супружеских пар, тебе перехватывает горло и веришь — «Ще не вмерла Україна!» И не умрет никогда, восстановит здоровье голодной крови, «і забудеться срамотня давняя година, і оживе добра слава, слава України»... опять Шевченко.
Следовательно, Бронек, Амвросий Бучма, свидетель Голодомора и «розстріляного відрождення» Украины, не мог пройти мимо художественного и гражданского крика молодых артистов под руководством режиссера Владимира Петренко. Они — лауреаты премии «Бронек-2009».
Но премия, кроме лауреатов имеет и расширяет круг «Бучменків», отмечая таким образом разные другие удачные работы театральных работников. Таким образом, в этот круг попадают в этом году творчески дерзкие дебютанты в режиссуре Андрей Саминин и Александр Кобзарь, которые инсценизировали и поставили в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра трагикомедию по прозе Владимира Войновича о солдате Чонкине. В круг «Бучменків» попадает и Николай Боклан, который в этом спектакле сыграл несколько ролей, прибегнув к комедийности абсурда, чем и спасся от творческой опасности «забронзоветь» в ролях романтичных героев.
Актер Амвросий Бучма характеризовался непрерывностью, подробностью и сложностью психологической жизни персонажа. К сожалению, современные актеры часто «скользят по поверхности» роли, играют ее хоть и ярко, но приблизительно. Сейчас Светлана Телеглова в спектакле Театра драмы и комедии на Подоле «Ночь для двоих» («Дежурка», режиссер И. Славинский) поразила именно узором актерских выразительных деталей, преемственностью и динамикой внутренней жизни героини. Добро пожаловать, Светлана, в круг «Бучменків».
Игорь Славинский, актер, режиссер, педагог, в 2009 году создал два блестящих спектакля в родном Театре на Подоле — «Мертвые души» Булгакова по Гоголю и «Люксембургский сад» по поэзии Бродского. Нельзя не отметить оригинальности и убедительности его режиссуры. А особенно, когда ему так помогла Екатерина Тижнова в музыкальном решении «Люксембургского сада». Так оба включаются в круг «Бучменків». Пятеро молодых исполнителей этого спектакля — Виктория Булитка, Анна Тамбова, Анна Андреева, Василий Кухарский и Максим Грубер — получат награду «художественной надежды».
В хорошей режиссуре расцветают актеры. В «Мертвых душах» встречаем много выпуклых характеров, сыгранных изобретательно и убедительно. Но в этом букете талантливых артистов особенно сверкают Владимир Кузнецов (Плюшкин), Сергей Бойко (Ноздрев), София Письман (Коробочка), Максим Максимюк (Собакевич). Они расширяют круг «Бучменків».
Можно воспринимать или не воспринимать спектакль Национального театра им. И. Франко «Женитьба» Н. Гоголя, но невозможно пройти мимо виртуозной работы Богдана Бенюка в роли Кочкарева. Персонаж вылеплен в подробностях и парадоксах, сногсшибательности и убедительности. Браво, Богдан «Бучменко»!
Возможно, неожиданностью для многих, знакомых с творчеством зрелого Амвросия Бучмы, будет включение в круг «Бучменків» постановщика пластики и танцев в спектакле «Люксембургский сад» Анжелы Борисовой. Бучма — и танцы? Однако пресса начала прошлого века много писала о том, как красиво ставил танцы в спектаклях театра общества «Руська бесіда» молодой актер Амвросий Бучма. Он и начинал свою сценическую жизнь хористом и танцором(!) этого западно-украинского театра.
Следовательно, 14 марта, в воскресенье, в день рождения Амвросия Максимилиановича Бучмы, в Доме актера состоится вручение наград премии «Бронек-2009». Вход и выход свободный.