Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Былины с Черноморья

Найдены затерявшиеся крымские легенды Никандра Маркса
28 июля, 2009 - 20:03

Для туристов, когда-нибудь побывавших на нашем полуострове, всегда памятным сувениром был сборник «Легенды Крыма». Долгое время народные сказания существовали в устной форме, и только в XIX веке их записали, обработали и опубликовали. Первым издал легенды Василий Кондараки (1834—1886 гг.). Он известен как автор многотомного труда «Универсальное описание Крыма», в котором рассказал о географии, геологии, истории, сельском хозяйстве, фольклоре и этнографии полуострова.

В начале XX века были опубликованы три сборника крымских легенд, собранных и обработанных Никандром Александровичем Марксом (1861—1921 гг.) — генералом в отставке, профессором археологии. Его детство прошло в селении Отузы (ныне Щебетовка), в Восточном Крыму. С ранних лет Никандр интересовался преданиями, рассказанными ему бабушкой и мамой. В отличие от несколько неуклюжего языка прежних переводчиков с крымско-татарского, легенды, записанные Марксом, легки и поэтичны. Особенно интересны его пояснения, в которых собраны сведения о быте, обрядах, поверьях разных народов Крыма. Два первых сборника были оформлены художником-крымчанином внуком Айвазовского Константином Константиновичем Арцеуловым (1891—1980 гг.).

Однако именно из-за их этнической достоверности легенды в записях Никандра Маркса в советское время были фактически вытеснены из научного и туристического обихода. Их заменили «путеводители» разных авторов, подчас записывавших предания в довольно искаженном виде и не трудившихся перепроверить источники. А каждая легенда, записанная Никандром Марксом со слов крымских рассказчиков, имеет точный географический адрес — и поэтому является настоящей ценностью для этнографов, историков культуры, краеведов и любителей старины. Напомним, что негласный запрет на легенды Маркса усилился в послевоенное время, после депортации крымских татар, когда запрещалось любое публичное упоминание об этом народе. Поэтому три выпуска «Легенд Крыма Н. Марксъа», два из которых были выпущены в Москве в 1913 и 1915 годах и третий — в Одессе в 1917 году, практически не переиздавались в советское время. Только в конце 1990-х стало возможным репринтное издание этих книг. Оно было осуществлено крымским издательством «Таврида» огромным по нынешним временам тиражом в 50 тысяч экземпляров, но все равно очень быстро стало библиографической редкостью.

ЛИНИИ СУДЬБЫ МАРКСА

Сам Никандр Александрович Маркс — личность легендарная. Он получил образование в Михайловско-Воронежской военной гимназии и III военном Александровском училище в 1880 году. Быстро сделал военную карьеру в Кавказском, Сибирском, Московском военных округах, получив звание генерал-майора. В 1910 г. окончил Московский археологический институт и стал профессором кафедры палеографии, читал курс по древнерусскому праву. В 1913-м получил звание генерал-лейтенанта и вышел в отставку, хотя позже вернулся на службу начальником штаба Одесского военного округа.

Маркс принял советскую власть — служил комиссаром народного просвещения г. Феодосия. Летом 1919 г. его арестовали белые и доставили в Екатеринодар, где Никандр подвергался угрозам самосуда со стороны офицеров. Военным судом его признали виновным «в работе с большевиками без нанесения вреда и ущерба Добровольческой армии» и приговорили «при лишении всех прав состояния к каторжным работам сроком четыре года», но при конфирмации приговора Деникин решение суда не утвердил и Никандр Маркс был освобожден ввиду возраста от фактического отбытия наказания.

Следует отметить, что большую в роль в защите Маркса от самосуда и смягчении приговора сыграл Максимилиан Волошин, о чем он рассказывает в воспоминаниях «Дело Н.А. Маркса». Позже Маркс был выслан белыми на Тамань, осенью 1919-го он отклонил предложение возглавить части Красной Армии на Кубани. В декабре 1920 г. его избрали первым ректором Кубанского университета. Умер Никандр Маркс в Екатеринодаре от воспаления легких.

О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ЛЕГЕНДЫ?

Аспирант Таврического национального университета им. В. Вернадского Анастасия Жердева обнаружила, что крымское репринтное издание 1990 г. оказалось неполным. Третий выпуск не содержит трех очень интересных легенд, которые есть в первом одесском издании 1917 года — «Семь колодезей», «Живые скалы» и «Тень». Причину этой потери выяснить не удалось, скорее всего, считает Анастасия Михайловна, в сборнике, которым пользовались для изготовления репринтных форм, не было конечных листов, а переиздатели этого не заметили. Жердева попыталась восстановить утраченное, но ни в одной библиотеке Симферополя не нашла оригинала книги 1917 г. Однако в республиканской библиотеке им. Франко оказался микрофильм третьего сборника, сделанный в свое время в Ленинской библиотеке в Москве. Впрочем, в распоряжении библиотеки им. Франко не было устройства для чтения микрофильмов. На помощь исследователю пришли сотрудники крымских библиотек — Лидия и Елена Демидовы, директор Крымской республиканской библиотеки Людмила Дроздова, заведующая крымской исторической библиотекой «Таврика» Нина Колесникова. Благодаря им удалось опубликовать в газете «Авдет» три потерявшиеся было крымские легенды в записи Никандра Маркса.

Две из них — «Семь колодезей» и «Живые скалы» — были известны в Крыму в других изложениях, но в записи Никандра Маркса они наиболее этнографичны и приближены к жизни народа. Например, легенда «Живые скалы» у Маркса начинается оригинальной народной присказкой — «Любовь матери родится раньше ребенка, и когда умрет мать — она все еще живет...»

Особняком стоит легенда «Тень», повествующая о взятии Константинополя и вообще неизвестная крымскому читателю, пишет Анастасия Жердева. Загадкой остается включение «Тени» в сборник крымских легенд, т.к. она не имеет крымского происхождения. Кстати, сам Маркс называет легенду крымско-греческой, рассказал ее одессит Леонид Васильевич Стамеро. Но как считает крымский фольклорист и историк Исмет Шейх-Заде, легенда только приписывается одесситу Стамеро, на самом деле она является отражением «чиновничьего генезиса» — вполне возможно, что автор не мог издать новый сборник из-за того, что от него требовали включить фрагменты пропаганды очень популярного в то время так называемого «греческого (или Константинопольского) проекта» России, по которому ее владения должны были достигнуть Средиземного моря...

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ