«ЗАВИСТЬ НЕ ПРИНОСИТ НИЧЕГО, КРОМЕ РАЗРУШЕНИЯ»
Больше всего «собак» навесили на руководство, но оправдываться никто не стал. Нам никто не создавал препятствий. Мы ходили по всем павильонам, аппаратным, мастерским, цехам, коридорам и закоулкам, общались с работниками студии, а когда все рассмотрели, встретились с генеральным директором студии им. А. Довженко, режиссером Николаем Мащенко. Он начал разговор не с проблем, а с маленькой радости, которую переживал.
«Мой друг, председатель Бюро гильдии кинорежиссеров Украины «24/1» Аркадий Микульский получил премию Шевченко за документальную кинотрилогию «Я камень с Божьей пращи», — сказал Николай Павлович. — Я считаю, что самое ценное, что есть у художника — это способность радоваться чужому успеху, а когда художник эту способность теряет, в душе рождается очень опасное качество — зависть, которая съедает художника и не приносит ничего, кроме разрушения. Аркадий снимал не на нашей студии, но я подготовил ему подарок, потому что считаю, что не так много он услышал хороших слов о своей работе. Сейчас у нас люди стали скупые не только на деньги, но даже и на добрые слова.
И еще есть сегодня у меня радость — наш профком распределил шесть квартир. Мы нашли землю, а банк — деньги. Хочу подчеркнуть: дом только начинает строиться, а работники студии уже знают, что будут иметь в нем квартиры».
Недавно на студии побывал Президент Украины Леонид Кучма, ознакомился с общим состоянием дел, просмотрел рабочий материал фильма «Богдан Хмельницкий», который снимает Мащенко. Леонид Данилович подписал Распоряжение, согласно которому будут погашены долги студии за фильмы, которые довженковцы сделали раньше, а это сумма — более 4 млн. гривен. Несмотря на финансовое затруднение, они не остановили работы ни над одной лентой. Хотя им не выделяли средства и не могли платить зарплату, стали должниками за коммунальные услуги, но все творческие обязательства выполнили. Юрий Ильенко снял «Молитву за гетмана Мазепу». На базе студии делается несколько проектов, которые сейчас на различных стадиях завершения. Это фильм «Шум ветра» Сергея Маслобойщикова (на днях уже состоялась премьера в Доме кинематографистов), видео-картины Александра Муратова «Провинциальный роман» и Владимира Савельева «Тайна Чингисхана», документальная лента «Алла Горская» режиссера Елены Левченко, а Мащенко снял первую серию «Богдана...» «Кстати, мне приходилось время от времени останавливать свою работу по моральным или этическими категориям, — подчеркнул режиссер. — Никто не заставлял, я делал это сам. Например, в прошлом году мы много снимали батальных сцен, где задействованы конница, тысячи солдат в массовке, и никому до сих пор не заплатили ни копейки. Первый фильм «Збараж» не только отснят, но и сделано тонирование. Его можно будет увидеть в конце мая. Вторая картина — «Берестечко», в ней я расскажу о самом крупном поражении Хмельницкого, которое перечеркнуло его прошлые большие победы».
«У НАС АКТЕР — ПРОСТО ЧЕЛОВЕК ИЗ ОЧЕРЕДИ»
Киностудия им. А. Довженко — это большое хозяйство, которое можно назвать и фабрикой, и творческим центром. Это 17 гектаров территории, и если ее убирать по общемировым нормам, то необходимо 70 дворников, а работает девять, которые получают зарплату 40 — 50 гривен. Это 100 тысяч квадратных метров помещений и 450 тысяч квадратных метров только кровли. Чтобы ее отремонтировать, нужно за каждый метр заплатить около двух долларов. Студия построена в 1928 году, и ни разу не было капитального ремонта. Сначала не было времени, потому что студия активно работала, процесс нельзя остановить. Выпускали по 12 игровых и 16 документальных картин в год. В штате было 2500 человек. По словам Николая Павловича, тогда никаких задержек по финансированию студия не имела. Хотя и перерасходовать средства также не разрешалось. Сейчас можно только мечтать о тех временах, когда киноиндустрия была прибыльной и стояла на втором месте после реализации водки. 8% прибыли от кино хватало для производства 1000 фильмов, содержать 25 тысяч кинотеатров, штат и даже выделять средства на армию и образование.
Последние 10 лет студия не работала, а едва сводила концы с концами. Сейчас процесс постепенно меняется, и она начала возрождаться, потихоньку снимаются картины. Работает 1200 человек — мастера высшего класса, не только творческие работники, но и те, без которых не рождается ни одна картина — от декораторов до монтажеров.
«Недавно я вынужден был в банке попросить 500 тыс. кредита, чтобы выплатить зарплату коллективу, — признался Мащенко. — Студия имеет статус национальной и, казалось бы, должна быть приоритетной отраслью. Сколько было правительств за последнее десятилетие, но ни одно из них не причислило студию к тем заведениям культуры, которые должно содержать государство. Например, видео-картина «Тайна Чингисхана» Владимира Савельева стоит всего 800 тысяч, а получили только 180 тыс. гривен. Съемка закончена, сделано монтирование, а с людьми рассчитаться не можем. Я считаю неверным, когда некоторые СМИ пишут о том, что не следует снимать исторические фильмы, когда нет средств. Мы должны знать свою историю и поэтому делать картины о личностях, которые прославили нашу страну. 10 лет мы снимали малобюджетные ленты, и ни о каких творческих победах речь не шла. Для того, чтобы заявить о себе, нужны дорогие картины, потому что дешевыми мы кинорынок не возьмем, и зритель не будет ходить в театры, не будет покупать видеокассеты.
Когда-то у нас была цензура идеологическая, а сейчас — финансовая. Это две стороны одной медали. Мы получили свободу, но не осознали ее до конца, что не следует исключать ответственность за то, что ты делаешь.
Чтобы наши картины заинтересовали зарубежных зрителей, нужно вступить во всемирное прокатное общество кино, заплатив взнос — 500 тысяч долларов. Кроме того, в ленте обязательно должна сниматься звезда высшего класса. У нас гениальные актеры, но их никто не знает, а в мире зритель идет на фильм, если там снимается известный актер. Всю жизнь у нас вытравливали именно понятие — «звезда», и поэтому у нас актер — просто человек из очереди. Я считаю, что мы должны перестать быть попрошайками. Ничего хорошего не выйдет, если всем дадут копейки и пусть что-то снимают. Это напоминает эксперимент в Китае в период «культурной революции», когда возле каждого дома строили мартеновскую печь, чтобы варить сталь. Посмотрите на китайцев — они сделали выводы, и сейчас страна расцвела, прекрасно работает экономика. А сколько картин они снимают! Поэтому и нам надо не делать у каждого двора свою мини-студию и, как нам не трудно, продолжать работать. Я устал от разговоров-пустозвонов. Без развитого киноискусства мы мало чего стоим. И еще я уверен: то, что дешево — это не обязательно лучше. Мы должны учиться делать хорошие и дорогие картины. Зритель сегодня привык к эффектам, звездам, и на маленькой смете «конфетку» не сделаешь».
МЫ МНОГО ПОТЕРЯЛИ, НО ХУЖЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ
Есть разные предложения, как выживать студии. Например, на «Мосфильме» решили акционировать свое хозяйство, но там совсем другая ситуация, технической уровень производства. На них десятки лет работал весь Советский Союз. У россиян обновлена вся операторская техника, лучшие краны, тележки, даже есть устройство для съемок с автомобиля и вертолета, суперсвет, система «Steadycam», а у нас две камеры на всю студию, которым по 30 лет, только золотые руки техников их поддерживают...
«Можно пойти другой дорожкой и жить одним днем, но мы думаем о будущем, — категорически заявляет Николай Мащенко. — Не всем это нравится. Вовремя ничего не получаем, платим огромные налоги, есть задержки зарплаты. Несмотря на все сложности, продолжаем снимать фильмы. Например, у нас 120 специальных машин. Сейчас они не нужны, а завтра? Продать, разобрать на запчасти, разрушить? Нет, довольно! Мы сохраняем все. Часть помещений и территории сдаем в аренду, но это только небольшая часть — всего 18%. На нашей базе проводят съемки студии «1+1», «PRO- TV», «ТЕТ». Мы предоставляли много услуг различным иностранным компаниям. На студии работали американские, китайские, английские, иранские кинематографисты. После Чернобыля много зарубежных коллег отказались от контрактов. Мы уже привыкли к этой беде, а они и до сих пор боятся радиации. Кроме того, мы не можем обеспечить их надлежащим сервисом.
Продали «1+1» на миллион долларов довженковские ленты, а за эти средства купили технику (видеокамеру, тонируещее оборудование), сделали ремонт шести комнат для отдыха актеров.
Огромная проблема в том, что снимается мало фильмов, и годами у режиссеров нет работы. А время идет, некоторые мечты и планы уже никогда не осуществятся. Например, Виктор Гресь, который собирается сделать картину «Тарас Бульба», за 27 лет пребывания на студии снял только три ленты. Мы можем говорить, что за границей, получив гонорар, художник может безбедно жить несколько лет. Нам к этому еще идти долго. В планах студии запуск лент, которые будут делать не только известные мастера, но и молодые режиссеры. Хотя слово «молодой» довольно условно, потому что им под 40 лет».
Мащенко говорит, что главная его задача — сохранить коллектив и поднять на надлежащий уровень студию, чтобы снимающиеся на ней картины, принесли славу нашему государству, чтобы зрители опять вернулись в кинотеатры. Мы много потеряли, но хуже того, что было еще несколько лет назад уже не будет и что лучшие времена студии — впереди.