Савадова считают неофициальным лидером арт-сообщества, культовой, знаковой и провокационной фигурой «укрсучарта». А провокация — это разновидность раздражения. По-видимому, Савадов слишком талантливо раздразнил членов того пресловутого жюри, отправившего на Венецианскую биеннале в 2019-ом, как пишут в Фейсбуке, «убожество с «Мрією», которая не взлетела», и превратилась в пустой во всех смыслах украинский павильон. Кстати, впервые было профинансировано государством! Украина стала таким себе красноречивым символом «пустого места» перед мировым сообществом: пустые внутренности самолета «Мрія» на экране, пустые столы с включенными лампами (аниматоры за деньги минкульта гуляют по Венеции), ни одного туриста, лишь время от времени кто-то из украинских художников и кураторов-туристов мониторит ситуацию. Однако даже в этом есть определенный положительный опыт и четкая закономерность. Украина творческая как только в чем-то начинает зависеть от государственных культзаведений и их «агентов влияния» — сразу попадает в скандальную ситуацию. А там, где художники вырываются за пределы системы — громкие победы, позитивные результаты и широкая огласка среди мирового сообщества. И тогда разговорами о честной конкурсной победе, незаангажированном жюри можно, разве что усыпить собственную совесть, но там — в широком мире, где таланты на вес золота в прямом смысле, это лишь слова людей, лишенных современного понимания искусства, соответствующего бекграунда и элементарного вкуса, но и иногда простой порядочности, как громко засвидетельствовала вся эта «честная конкурсная история».
Однако, к чести Савадова, он как настоящий художник выждал и сделал большую актуальную арт-импрезу, насыщенную смыслами и образами, мощным контекстом и энергией, которая стопроцентно войдет в историю современного украинского искусства. Уже вошла.
Проект, представленный в М17, имеет несколько составляющих: премьеру фильма «Голоса любви» (2019), в котором автор обращается к исторической реконструкции концерта Мэрилин Монро для поднятия боевого духа американских военных в Корее (1954 г.). Римейк звездного тура был перенесен на взлетную полосу Завода «Антонов» после репетиции военного парада 2018 года, на танковый полигон «Десна», в военные базы на Востоке Украины. Локации под Попасной и Дебальцево придали проекту особую остроту, ведь белое платье «Монро» на высотке было легкой мишенью для российских снайперов. Над этим видеоперформенсом работала, без преувеличения, армия людей. При этом все военные — все без преувеличения — прекрасно понимали, что происходит и почему они в кадре. Режиссерами съемок выступили Александр Стеколенко и Сергей Проскурня, который также взял на себя функцию организатора и главного коммуникатора с военными. Главными операторами стали Ярослав Пилунский и Ангел Ангелов. Дополнил проект фоторепортаж о создании перформанса (бекстейдж), инсталляциях противотанковых «ежей», сделанных как будто из картошки фри, каска-дискобол и другие артефакты со съемок.
Также в экспозицию вошли избранные фотоработы из известных циклов Савадова: «Донбасс-Шоколад», «Коллективное красное», «Книга мертвых», «Мода на кладбище», «Commedia dell’arte в Крыму», «Кокто», «Андеграунд 2000», «Ангелы».
Отдельно представлен новый проект художника — 11 постановочных фоторабот из серии «Дневник утопающего», который продолжает так называемую «романтическую линию» в творчестве Арсена Савадова. Он пролежал «в ящике» художника долгие семь лет. Савадов создал этот «дневник» в 2013-ом, но, по собственному высказыванию, отложил презентацию из-за несоответствия событиям в стране. Хотя арт-критики могут легко обозначить «Дневник утопающего» как своеобразное пророчество общественных собраний настоящего времени. В М17 — премьера серии, которая приглашает в плавание по бурным рекам подсознания в компании с причудливыми существами им порожденными.
Виктория Бурлака, куратор выставки, констатирует: «Голоса любви», любви к ближнему, которая девальвируется в драматичном современном мире, но не перестает быть цементом человеческих взаимоотношений, — ключевой месседж творчества Арсена Савадова. Художник называет часть своих проектов «социальными перформансами», в которых принимают участие не статисты, а реальные персонажи, — для того чтобы тело социума, с которым он работает, его настроение стали еще более ощутимыми».
«Голоса любви» действительно поражают к парестезии (мурашки по коже): на четыре стены в огромном павильоне демонстрируются фрагменты видеоперформанса, которые составляют единое целое повествования. Посередине — «тело» фильма, по обе стороны, уверенным маршем шагают украинские военные. Эффект ошеломляющий и многозначительный как для украинского потребителя этого художественного контента, так и для мирового. И в этом его бесспорная и безальтернативная сила! Художественное высказывание Арсена Савадова переходит линию фронта и становится арт-оружием. «Мы работали с историей, которая создается в настоящий момент на востоке Украины. К сожалению, среди солдат, снимавшихся в нашем проекте, есть уже погибшие. Это история и личная драма людей. И это достойно стать проектом, который нужно показывать миру. Нужно чувствовать действительность. Мы, представляя Украину на Венецианской биеннале в 2001 году, не имели павильона, поэтому натянули прорезиненную палатку и сделали своего рода украинский павильон. Вышла ошеломляющая метафора состояния Украины. А через несколько лет эти палатки стояли по всему Крещатику», — говорил Савадов в одном из интервью во время конкурсного отбора на Венецианскую биеннале 2019.
В «Голосах любви» «присутствуют и культурные агенты, которые вынуждают публику в определенный момент заплакать». Это исполнители образа фейковой Мэрилин Монро — оперная дива Мария Максакова, а также певец и актер El Кравчук. Зритель видит на экране, как плачет солдат, танцуют медсестры и военные, искренне приветствуют артистку, берут автографы, подпевают: фейк создал беспрецедентные эмоции. «У Мэрилин Монро было несколько концертов в Корее. В фильме реконструировано два из них. Один — буквально, второй — с элементами свободного творческого прочтения, субъективизма, под нашим углом зрения. Вот почему наша Монро поет «Ніч яка місячна». Этот образ не даром выбран нами, потому что это зеркальная ситуация отображения войны в Корее 1954 года, которая является одним из первых примеров гибридной войны, где под видом «зеленых человечков» воевали советские, монгольские и китайские военные. Это зеркальное отображение войны на Донбассе», — говорит Арсен Савадов.
Продюсер и режиссер проекта, Сергей Проскурня, высоко оценив предусмотрительность Савадова и «функционал Кассандры», отмечает, что «даже в невероятно трагических образах Савадова, присутствует радость бытия и, невзирая на то, что мы находимся временами по ту сторону действительности, она так же ярко звучит во всем творчестве Савадова. А еще — человек. Человек возвращается в искусство. Больше всего об этом говорит украинское кино, современный украинский театр. Исчезают схемы, фальшивые, бутафорские оболочки. На сцену выходит человек такой, каким он есть. Биофизическая масса становится образом святости и жизни. И опять-таки любви, радости и счастья. Именно поэтому я помогал создавать проект. В кадрах, в крупных планах этого материала, который увидит зритель, — невероятной красоты люди: живые, насыщенные энергией, светом, любовью, и мы понимаем, кто нас защищает».
«Мы смогли собрать пять тысяч солдат и заставить их поверить в наш Сон, что артисты возвращаются и решают вопросы, когда артиллерия уже не может ничего решить», — сказал художник на пресс-конференции, посвященной премьере проекта.