Это был сезон открытий и встреч с высоким искусством. О знаковых событиях, премьерах и гастролях «Дню» рассказали Анатолий Соловьяненко, главный режиссер Национальной оперы Украины, и Анико Рехвиашвили, художественный руководитель балета.
Напомним, в этом году работа оперной труппы театра была обозначена рядом интересных событий. В частности, в конце апреля состоялась резонансная премьера комической оперы Джоакинно Россини «Севильский цирюльник» (см. «День в № 76), которая вызвала заинтересованность у зрителей. Режиссер Анатолий Соловьяненко отошел от традиционного классического подхода, которым славится в своих постановках, и с юмором немного озорничал и развеселил публику. Его «Севильский цирюльник» — это действо вне времени (сценография Андрея Злобина, костюмы Анны Ипатьевой, дирижер Николай Дядюра, хормейстер Богдан Плиш).
— В репертуаре театра была обновлена опера Дж.Пуччини «Манон Леско», главную партию в которой дважды, в течение сезона исполнила звезда мирового масштаба Людмила Монастырская. В целом в репертуаре театра было представлено 25 разножанровых оперных спектаклей, — подчеркнул А. СОЛОВЬЯНЕНКО. Солисты оперной труппы вошли в ряд партий в спектаклях текущего репертуара, в частности: Сергей Магера — Рене «Иоланта» Чайковского; Валентин Дитюк — Пинкертон «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччіні; Рикардо «Бал-маскрад» Дж.Верди; Макдуф «Макбет» Дж.Верди; Молодой цыган в «Алеко» С. Рахманинова; Дмитрий Иванченко — Молодой цыган «Алеко» С.Рахманинова, партия тенора «Реквием» Моцарта; Исмаэль «Набукко» Дж.Верди; Принц — «Золушка» Дж.Россини; Сергий Пащук — Де Грие «Манон Леско» Дж.Пуччини; Богдан Тарас — Бетто «Джанни Скикки» Дж.Пуччини; Владимир Тышков — Великий инквизитор «Дон Карлос» Дж.Верди; Тимур «Турандот» Дж.Пуччини; Капитан корабля «Манон Леско» Дж.Пуччини; Бертран «Иоланта» П.Чайковского; Самюэль «Бал-маскарад» Дж.Верди; Андрей Маслаков — Сальери «Моцарт и Сальери» С.Рахманинов; Дон Маньифико «Золушка» Дж.Россини; Скоморох «Сказка о царе Салтане» Н.Римский-Корсаков и другие.
5 ИЮЛЯ ЗРИТЕЛИ УВИДЯТ РЕЗОНАНСНУЮ ПРЕМЬЕРУ СЕЗОНА — КОМИЧЕСКУЮ ОПЕРУ «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК». НА ФОТО: АНДРЕЙ МАСЛАКОВ (ВРАЧ БАРТОЛО) И СЕРГЕЙ МАГЕРА (ДОН БАЗИЛИО, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ)
В постановках театра принимали участие приглашенные (в рамках проекта «Украинские оперные звезды в мире») солисты — Александр Цымбалюк (Гремин «Евгений Онегин»), Елена Белкина (Адальжиза «Норма» Беллини), Ольга Микитенко (Иоланта), Александр Пушняк (Скарпиа «Флория Тоска» Дж.Пуччини), Ирина Житинская (Кармен), Алексей Пальчиков и Тарас Конощенко (Неморино и Дулькамара «Любовный напиток» Доницетти), Евгений Орлов (Филипп «Дон Карлос» Дж.Верди), Андрей Бондаренко (Евгений Онегин). К работе в труппе театра приобщился и тенор Анатолий Погребной (солист Национальной оперетты и капеллы «Думка»), который дебютировал в партии Альмавивы в «Севильском цирюльнике». Дирекция театра пригласила этого вокалиста потому что, во-первых, партию графа он хорошо знал и уже исполнил ее в Оперетте два года тому назад. Во-вторых, он поет в стиле Россини. Так, в прошлом году Погребной принимал участие в Россиновском фестивале в Пезаро (тогда исполнил партию кавалера Бельфиоре в опере «Путешествие в Реймс», а в этом году Анатолий тоже заангажирован на фест в Пезаро, где будет исполнять партию Эдоардо Милфорта в опере Россини «Брачный вексель».
С оперой «Дон Карлос» Дж.Верди наш театр с успехом выступил на оперном фестивале Соломии Крушельницкой, что проходил во Львове.
Кстати, театр получил гранд от Посольства Японии на суперсовременные проекторы, которые уже используются в спектаклях театра, и дадут возможность расширить возможности сценографических решений будущих постановок.
К сожалению, не обошлось и без утрат. Ушли из жизни выдающиеся украинские баритоны — Роман Майборода и Иван Пономаренко.
— Этот сезон мы окрестили как «парижский», потому что успешно представили во Франции балетную труппу Национальной оперы Украины. Напомню, в Париже наша труппа гастролировала 30 лет тому назад! В Париже мы 16 раз показали на сцене «Щелкунчика». Это было очень напряжено, потому что одновременно многие артисты гастролировали в Японии, и труппа разделилась на две части. После этих гастролей у нас завязались новые творческие контакты, получили приглашения еще раз приехать в Париж и показать «Лебединое озеро». Нас опять ждут в Японии с обновленным гала-концертом и несколькими репертуарными постановками. Поэтому этот сезон можно назвать и подготовительным для будущих больших гастролей, — рассказала Анико РЕХВИАШВИЛИ, художественный руководитель балета Национальной оперы Украины. — В Париже мы познакомились с известной балериной, любимицей легендарного танцовщика и хореографа Сержа Лифаря — Клод Бессе. Спустя некоторое время она приехала в Киев вместе с продюсером Валери Колен. Вместе со своим прежним партнером Сирилом Атанасовым мадам Бессе провела мастер-класс для нашей балетной труппы. Причем, впервые мастер-класс проводился в режиме он-лайн с трансляцией в «Ютубе» (об этом тоже писал «День»). Это был очень интересный опыт, и мы договорились о последующих мастер-классах. Нам предлагали провести их во время будущих гастролей в Париже, однако, я склоняюсь к мысли, что это должно происходить именно в Киеве. Также в составе французской делегации был кинорежиссер Бертран Норман, который снял известный документальный фильм «Балерина». У нас он снимал репетиции и, возможно, именно эти кадры станут основой его нового фильма о балете.
Что касается новых постановок, то мы немножко «подтормозили» и уступили место опере в этом сезоне. Но это не значит, что мы не готовимся, поскольку наши партнеры из Афин заказали нам новый балет «Красавица и Чудовище», над которым уже начали работать вместе с дирижером Алексеем Бакланом (художник по костюмам Наталья Кучеря, сценограф — Станислав Петровский). Это команда, которая ставила «Снежную королеву». Очевидно, именно этот балет произвел на греков большое впечатление, и они подписали с нами контракт на 2020—2021 годы о том, что мы гарантируем сделать постановку «Красавицы и Чудовища». Балет будет с элементами 3D графики, другим по эстетике и по музыкальной концепции.