Под «Міру часу (Zeitmasse)» для пяти деревянных духовых Карла Штокгаузена в киевской Voloshyn Gallery проходит персональная выставка живописи одного из самых известных современных украинских художников Владимира Будникова. Течение времени предлагает измерять с помощью «интервалов» живописи. Картины этой серии напоминают то ли японскую каллиграфию, то ли клинопись. Цикл был создан в 2011 году в течение одного лета в Гурзуфе, параллельно с работами над металлическими скульптурами. Для мастера Крым, где он провел большую часть своей жизни, является важным мотивом в искусстве. Именно с этим пространством с ранних 1970-х он работал в жанре пейзажа, который в его выполнении развивался от академического до абстрактного.
— Когда работал, у меня играла музыка Штокгаузена. Следовательно, появлялись определенные ассоциации, — рассказывает В.Будников.— «Черточки» на этих моих картинах связаны с системой «рваной» ритмики Штокгаузена. Венская композиторская школа вообще мне очень близка. После аннексии Крыма Владимир Будников с женой-художницей Владой Ралко на полуостров не ездят. «Время двинулось в разных темпах»... Кстати, супруги-художники известны своей любовью к классической музыке, а также Крыму и философской теоретизации. В частности, на темы времени и творчества. Все три «любви», собственно, и объединил новый проект.
В настоящее время Будников добавил к циклу картин чуть ли не философский трактат. В нем рассказывает, как на создание живописного цикла его вдохновило созерцание разных металлических предметов, которые накопились на гурзуфской металлобазе. (Отсюда художник брал материал для своих скульптур). «Одинаковые формы вовсе не были набором однородных значений. Простые похожие формы будто представляли собой ряд повторов с едва отличительными градациями. Каждая форма повторяла другую, почти тождественную, но с едва заметным сдвигом. Созерцание множества почти подобных элементов напоминало мне музыкальное виденье Штокхаузена, его идею «статического» времени, где каждая композиция указывает на единство и в то же время на несколько временных планов, где время двигается в разных темпах».
Музыкальная пауза: не нужно путать Штокгаузена со Скрябиным. Упоминание в разговоре о «цветомузыке» — а следовательно, невольное сравнение Будникова с легендарным киевским художником Флорианом Юрьевым (пионером этого экспериментального направления «синтетического» арта, который всю свою жизнь развивает в творчестве, в частности, идеи Скрябина), кажется, несколько оскорбили автора живописных «Мір часу». «Синтетическое искусство» для Владимира Будникова — это живопись, умноженная на философию, и еще раз на живопись.
Картины художника — глубокие, как музыка. И, невзирая на любовь автора к «беспредметности», музыкальной или живописной, — очень гармоничны.
Выставку можно увидеть до 23 апреля.